На президента США Барака Обаму оказывается все большее давление в связи действиями американских спецслужб, ведущих сбор информации у телефонных и интернет-компаний США. Секретная программа, дающая доступ к частной информации, вызвала жесткую критику со стороны законодателей и групп по защите гражданских свобод, которые борются против расширения прав правительства вести слежку за американцами.
Законы о расширении полномочий американских спецслужб были приняты после террористических атак 11 сентября 2001 года.
Первой информацию о масштабах слежки опубликовала британская газета The Guardian, сообщив, что Агентство национальной безопасности США (АНБ) собирало данные о телефонных звонках миллионов американцев.
Позже The Guardian вместе с американским The Washington Post сообщила о секретной программе, якобы, позволяющей ФБР и АНБ иметь прямой доступ к серверам девяти основных интернет-компаний США.
Однако гиганты интернет-индустрии опровергли информацию о том, что правительство имело прямой доступ к их серверам.
Отвечая на вопросы журналистов о том, собирается ли Обама прокомментировать сложившуюся ситуацию, пресс-секретарь Белого дома заявил, что он этого не исключает.
Ситуацию на брифинге для журналистов пояснил старший заместитель пресс-секретаря Белого дома Джош Эрнест.
«“Патриотический акт”, принятый в октябре 2001 года, предусматривает право требовать с компаний предоставления данных о деловых операциях и другой важной информации с разрешения суда по делам о надзоре за иностранными разведками. Данное положение было вновь утверждено при двух разных администрациях в 2006 и 2011 гг.
Администрация президента Обамы сообщила, что некоторые указы суда по делам о надзоре за иностранными разведками в соответствии с разделом 215 “Патриотического акта” были использованы для проведения важных и сверхсекретных операций по сбору разведданных, о чем члены Конгресса были неоднократно и подробно уведомлены. Я полагаю, вы слышали, что несколько конгрессменов от обеих партий сегодня признали этот факт.
Разведсообщество ведет одобренную судом деятельность в соответствии с общим законом, о котором известно как Конгрессу, так и представителям Комитетов по разведке в обеих палатах Конгресса. Эта деятельность также подлежит тщательному контролю со стороны исполнительной власти, в том числе Министерства юстиции, соответствующих советов и генеральных инспекторов. Дважды в год, в соответствии с требованиями законодательства, проводятся доклады в Конгрессе.
Существует жесткий режим правового регулирования такой деятельности в соответствии с законом о надзоре за иностранными разведками. Этот режим был рассмотрен судом и получил его одобрение. Деятельность, проводимая в соответствии с этим актом, подлежит строгому контролю со стороны Министерства юстиции, директора национальной разведки и суда по делам о надзоре за иностранными разведками, что призвано обеспечить соблюдение Конституции и законодательства Соединенных Штатов и защиту конфиденциальности и гражданских свобод.
Ордер, изданный в срочном порядке, не дает правительству права прослушивать чьи-либо телефонные разговоры. Полученная информация не включает содержание чьих-либо разговоров или имена подписчиков. Она касается исключительно данных о звонках – таких, как номера телефонов и длительность разговоров.
Информация такого рода, о которой говорилось в статье, является важным инструментов для защиты от террористических угроз и позволяет службам по борьбе с терроризмом устанавливать, поддерживали ли подозреваемые в терроризме связь с другими лицами, которые могут принимать участие в террористической деятельности, в особенности лицами, находящимися на территории Соединенных Штатов.
И последнее, что я хочу сказать: президент приветствует дискуссию о выборе оптимального соотношения между безопасностью и обеспечением гражданских свобод. Многие из вас несколько недель назад писали о его речи в Университете национальной обороны. Тогда президент заявил: “… в будущем нам придется продолжать упорную работу над тем, чтобы найти оптимальный баланс между необходимостью обеспечения безопасности и соблюдением свобод, которые делают нашу страну такой, какая она есть. Это подразумевает пересмотр полномочий правоохранительных органов с целью обеспечения доступа к новым коммуникационным технологиям при одновременной защите конфиденциальности и предотвращении злоупотреблений”», – заявил старший заместитель пресс-секретаря Белого дома Джош Эрнест.
Отвечая на вопрос одного из журналистов о том, удовлетворен ли президент тем, как на данный момент проводится программа слежения Агентства по национальной безопасности внутри страны, старший заместитель пресс-секретаря Белого дома заметил:
«Презиlент полагает, что в стране действует строгий режим контроля, включающий все три ветви власти, и этот строгий контроль является неотъемлемой частью обеспечения оптимального соотношения между национальной безопасностью и соблюдением конституционных прав и гражданских свобод простых американцев.
В то же время мы осознаем, что люди, понимающие важность обеспечения национальной безопасности и защиты конституционных прав, могут прийти к различным выводам, ознакомившись с этими фактами. И если они захотят обсудить вопрос об установлении оптимального соотношения между этими интересами, мы будем этому рады».
Отвечая на вопрос журналистов, Джон Эрнест сказал:
«Повторюсь, строгий режим контроля действует именно потому, что таково было распоряжение президента. Однако если у кого-то есть иное мнение о том, каким должен быть оптимальный баланс между национальной безопасностью и гражданскими свободами, президент готов обсудить с этот вопрос с отдельными лицами. Однако он также приветствует проведение более широкой дискуссии по этому вопросу.
Американский народ имеет полное право оказать влияние на ход этой дискуссии. Поэтому он приветствует обсуждение этих вопросов по мере возможности. И, также по мере возможности, он считает допустимым проведение дискуссии по этому вопросу среди широких слоев населения».