Перевод предоставлен изданием «Курсор» (Израиль)
Начался месяц Тамуз. Все взгляды устремлены к Западной Стене. Все хотят видеть, кто приходит к Котелю, чтобы вознести молитву, а кто – для того, чтобы устроить скандал. Раздражают ли ортодоксов женщины, возложившие на себя тфилин (элемент молитвенного облачения у иудеев – прим. ред.)? Или наоборот?
Культура склок и потасовок плавно перекочевала из виллы реалити-шоу «Большой брат» в Неве-Илане – на площадь перед Стеной плача. Женщины Стены кричат на ультроортодоксальных дам, а те, в свою очередь, орут, мешая молитвам Женщин Стены. А мы, возбужденная публика, наблюдаем за этим перформансом. Израильское секулярное общество наконец знает, когда начинается еврейский месяц («рош ходеш») – хоть какое-то достижение в этой войне культур, происходящей ежемесячно рядом с самым святым местом для еврейского народа.
Происходящее является лишь небольшой частью общего процесса, болезненного и сложного, в ходе которого общество меняет систему принятия кардинальных решений, переходя от спокойного диалога и компромиссов к агрессивному напору и юридическим формулировкам. В тот период, когда израильское общество пыталось наладить здесь совместное существование, многие искренне верили в действенность диалога и наведения мостов, дискуссии, обсуждения с участием представителей всех сторон. Присутствовало понимание, что только подлинный диалог между различными частями общества приведет к наиболее разумному решению проблемы.
Что происходит с нами сегодня, с нашим еврейским демократическим обществом? Оказались ли мы в ситуации, когда одна, какой бы она ни была большой, часть общества знает, как надо поступать и использует сложившуюся политическую ситуацию и общественный климат с целью навязать меньшинству правила игры, кардинально изменить культуру этих людей - вне диалога, вне попыток договориться с этой группой.
Мы забыли, что борьба, ведущаяся каждый месяц возле Стены плача, направлена на то, чтобы представители любого течения могли молиться так, как они считают нужным. Это важная общественная борьба, которая позволит сформировать диалог между различными течениями иудаизма, различными группами населения.
Но вместо диалога мы обнаруживаем агрессивную борьбу между сторонами, которые забаррикадировались в своем упорстве и нежелании идти на компромисс, которые намерены обращаться в суд и к политикам, чтобы защитить свою единственно верную позицию. Решение проблемы, диалог – не имеют значения. В итоге одна из сторон одержит победу. В проигрыше останется общество.
В последние годы мы понимаем, что женщины могут успешно возглавлять открытую общественную дискуссию, понимать друг друга, прислушиваться к мнению другой стороны.
После нынешних сражений нас ждет новое противостояние. На повестке дня - множество проблем, которые мы не готовы обсуждать спокойно и взвешенно. Мы не знаем, как наладить процесс, который приведет нас к оптимальному решению этих проблем. Именно женщины должны наладить общественный диалог, который позволит нам договориться между собой. Это крайне важно для нашего дальнейшего существования.