Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Что значит для Турции нормализация отношений Ирана и Запада?

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
На протяжении 20 дней Турция буквально погребена под грузом собственных проблем. Нам должно быть стыдно перед самими собой. Мы приняли решение во что бы то ни стало застроить единственную оставшуюся зеленую зону на площади Таксим, но из-за суровости последовавшей реакции мы отказались от проекта. Нам никак не удается найти золотую середину. Между тем в Иране состоялись президентские выборы.

На протяжении 20 дней Турция буквально погребена под грузом собственных проблем. На мой взгляд, ситуация не становится лучше. Но, по крайней мере, нам пока не знакомо чувство стыда по отношению к туристам. На самом деле нам должно быть стыдно перед самими собой. Мы приняли решение во что бы то ни стало застроить единственную оставшуюся зеленую зону на площади Таксим, небольшой парк Гези, но из-за суровости последовавшей реакции мы отказались от проекта. Нам никак не удается найти золотую середину. Мы не можем стать умеренными, хотя должны быть таковыми. И город всегда любит середину.

Читайте также: Россия поворачивается к Турции?

Между тем в Иране состоялись президентские выборы, на которых победил самый умеренный из зарегистрированных кандидатов. В ходе предвыборной кампании Хасан Рохани заявлял, что «представляет умеренных и выступает против экстремистов». После восьми лет у власти экстремистов Иран предпочел умеренных. При наблюдении за шумом и суетой, с одной стороны, в Казлычешме, с другой - в Таксиме, у меня возник вопрос: что для Турции будет означать нормализация отношений Ирана и Запада? В глазах наших западных союзников Турция утратит свое значение. Если ситуация в Турции не изменится, то таким образом проект становления региональной силой не состоится. Напротив, через углубление процесса демократизации и европеизации Турция продолжит оставаться источником вдохновения для стран региона. Поэтому из последних событий в нашей стране можно извлечь немаловажные уроки.

Протестующие на баррикадах на входе в парк Гези в Стамбуле


Прежде всего, возникает вопрос о роли локализации. Проблемы города должны обсуждаться и решаться на уровне города. Инцидент в Стамбуле должен научить всех нас тому, что локализация - это вопрос не только Диярбакыра, Стамбула или Манисы. Передача центральной властью полномочий местным администрациям особенно важна в период, когда на повестке дня споры о новой конституции. Вопрос, который нам всем необходимо обсудить, связан с границами компетенции местных властей. Не стоит забывать, что возможность благоприятного продолжения мирного процесса решения курдского вопроса тесно связана с локализацией процессов принятия решений.

Также по теме: Результаты выборов позволят Ирану избежать международного кризиса и войны

Во-вторых, напомним, начиная с 1950 года, Турция вынуждена осуществлять переход от хорошо ею впитанной представительной демократии к партиципаторной. И именно этого требует наш новый городской средний класс. Поэтому намерение премьер-министра вынести вопрос на референдум «вне зависимости от судебного решения» в высшей степени верно. Вопрос локального референдума необходимо разнообразить такими альтернативами, как сбор подписей для обсуждения не получающих одобрения решений муниципального совета на референдуме. И наша новая конституция должна допускать такого рода средства демократического участия.

Реакция, свидетелями которой мы стали в Турции, свойственна не только нашей стране. Мы живем в эпоху, когда сила чаще всего ограничивается в тот момент, когда она достигает своего предела. Управлять страной при поддержке 50% избирателей вчера и сегодня - не одно и то же. В нашу эпоху, когда технологические перемены делают все более сильным индивида, путь управления государством, компанией, ассоциацией, любого рода иерархическими организациями, хорошими или плохими, лежит только через диверсификацию средств партиципаторной демократии. В эту эпоху технологических перемен для власти больше не характерен прежний сладкий вкус. Нигде и ни на каком уровне. Всем, кто интересуются этим вопросом, предлагаю обратить внимание на работу Мойзеса Наима под названием «The End of Power». Только не забудьте: сегодняшние демонстранты - это поколение, которое начинает пользоваться iPad после овладения навыками чтения. Следующее поколение стало пользоваться iPad, не умея читать. Начиная с семьи, работа любого аппарата власти весьма многогранна и сложна.

Если Иран стремится к нормализации, Турция должна незамедлительно европеизироваться.