Финансовый аналитик Торстен Шульте, известный в Германии под прозвищем «Серебряный мальчик», считает, что инвесторам придется запастись терпением до тех пор, пока серебро обновит ценовые максимумы. В интервью WirtschaftsWoche эксперт советует покупать этот драгоценный металл и обращает внимание на коварство рынка драгоценных металлов.
– Г-н Шульте, Ваша первая книга называлась «Серебро, лучшее золото». А чем более дешевое серебро, собственно, лучше?
– Важный момент заключается в том, что серебро более разнообразно применяется в промышленности. Например, каждый автомобиль содержит в себе одну унцию серебра. В авто класса люкс его содержание превышает две унции. В прошлом году доля промышленности в общем спросе на золото составляла почти 45%. В производстве фотографий и столового серебра эта цифра достигала и вовсе 54%. Для сравнения: в спросе на золото доля промышленности была на уровне всего 11%, в то время как почти 90% приходилось на украшения и инвестиционный спрос. У серебра он составляет всего 24%. Если коротко, то серебром люди пользуются, а золото они копят.
– Промышленное потребление – это, конечно, постоянный фактор, но ведь оно само по себе не делает серебро лучше?
– Я считаю серебро лучшим средством защиты от инфляции. История знает примеры (в частности, при скачке инфляции в 1970-х годах), когда оно защищало от инфляции даже лучше, чем сырая нефть, медь и золото. В то же время серебро - гораздо более волатильный товар, чем золото. Инвесторы должны иметь это в виду.
– За прошедшие 12 месяцев колебания цен на серебро составили около 37%. Это как-то не похоже не безопасность и защиту от инфляции.
– Мой совет таков: тот, кому слишком жарко на кухне, пусть туда лучше не заходит. Инвесторы должны помнить о том, что цены на серебро могут сильно колебаться, и не терять самообладания, когда металл переживает не лучшие времена. Например, с апреля 2011 по 20 мая 2013 года серебро потеряло 58% своей стоимости. Но ведь и после первого «нефтяного шока» в 1974 году мы наблюдали, как цена в течение всего четырех месяцев просела на 44%. Между мартом и октябрем 2008 года – на фоне банкротства банка Lehman Brothers, кризиса ликвидности, обвала фондовых рынков и дефляционного шока в мировой экономике – снижение также превысило 60%. Тогда оно было вполне оправданным.
– А обвалы 20 мая и позднее не были оправданными?
– Сегодня цены на серебро и золото подвержены серьезному влиянию со стороны крупных игроков на рынке. Сегодня ситуация иная, чем в 2009 и 2010 годах, когда я лично говорил о «серебряном буме». Тогда мировая экономика переживала подъем, и тогда только зарождались сомнения относительно инфляции. Сегодня страны-члены Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) имеют в среднем инфляцию в размере всего 1,6%. В то же время центральные банки ломают голову над тем, как бы им сдвинуть воз мировой экономики в сторону дефляции. Поэтому я ожидаю очередного «серебряного бума» между концом этого и концом следующего года, возможно, даже в начале 2015 года – если экспансивная денежная политика центробанков будет иметь эффект для реальной экономики. Растущая инфляция станет ценой, которую нам придется заплатить за чрезмерные долги в западном полушарии.
– Но инвесторы в золото тоже долго ждали роста инфляции, но сейчас остались ни с чем, потому что профессиональные спекулянты «выпрыгнули» из золотых активов. Поговаривают также о манипуляциях ценами. Не грозит ли инвесторам в серебро нечто похожее?
– По сравнению с золотом, серебро совершенно несправедливо считается худшим инвестиционным инструментом. В 2012 году всего шесть миллиардов долларов (в сегодняшних ценах) было инвестировано в серебро. В золото было вложено 67 миллиардов. Общий спрос на серебро составляет в данный момент 23 миллиарда долларов в год. Спрос на золото не достигает даже 200 миллиардов долларов. Поскольку оба рынка относительно невелики, цены на серебро и золото довольно легко поддаются манипулированию. Именно это и происходило в последние недели. 20 мая, в понедельник, вскоре после полуночи, когда торговые обороты традиционно малы, случился мощнейший обвал, когда было продано более 13 миллионов унций серебра. Фьючерсы на серебро упали в цене почти до 20 долларов. Таким образом, разом обесценились многие Knock-out-сертификаты и сработали многие стоп-заявки, что привело к существенным потерям среди частных инвесторов. Но как ни странно, в отличие от фондового рынка, контрольные службы не обнаружили в сложившейся ситуации ничего подозрительного и не стали организовывать специальных проверок. По крайней мере, соответствующие структуры на Чикагской и Токийской бирже должны были бы напомнить о себе, но этого не произошло.
– Но ведь если ценами на серебро можно манипулировать, то инвестиции в этот металл становятся совершенно непредсказуемыми!
– Хотя цена на серебро к вечеру 20 мая вновь подросла до 23 долларов, его репутация в СМИ оказалась серьезно подпорчена. «Financial Times» даже назвала его «дьявольским металлом». Но лично мне после недавнего обвала серебра удалось удержать нервы в руках – у этого инвестиционного инструмента такие перепады входят в «правила игры». В конце концом, мы их неоднократно наблюдали в прошлом. Наряду с золотом, серебро на протяжении столетий считалось средством для сбережения накоплений. В отличие от любых ценных бумаг.
– Профессионалы, как и в случае с золотом, бегут из торгуемых на бирже серебряных фондов и провоцируют тем самым падение цен?
– С серебром мы такого не видели – объемы торгуемых на бирже фондов остались на высоком уровне. Гораздо интереснее поведение регулирующих органов – вплоть до самого роста до максимальных значений (50 долларов за тройскую унцию серебра) в мае 2011 года с их стороны последовало лишь одно небольшое увеличение гарантийного обеспечения для торговцев серебряными фьючерсами. Когда же цена, достигнув максимума, стала падать, ГО было увеличено сразу вчетверо. То есть сначала инвесторов заманили в серебро низким ГО, а после обратного падения цен их оставили «тонуть», повысив ГО. Поведение сырьевой биржи в Чикаго тоже было довольно странным.
– Кто мог бы стоять за манипуляциями на рынке? И почему?
– Четыре крупнейших игрока на срочном рынке серебра в ноябре 2012 года «на хаях» продали без покрытия 278 миллионов тройских унций. Это составляло около 37% годовой добычи серебра. Ни у одного другого сырья не было заметно такой доминирующей позиции четырех игроков. Кто они, эти игроки, регулятор не сообщает. Даже сейчас речь все еще идет почти о 195 миллионах тройских унций, что превышает четверть годового производства. Если на срочном рынке эти игроки будут долгое время удерживать цену внизу, то запасы физического золота истощатся, потому что инвесторы скупят по дешевке слитки, монеты, столовое серебро и украшения. Таким образом, подобные манипуляции могут иметь единственную цель – выбить с рынка неуравновешенных инвесторов. Но это довольно очевидно. На мой взгляд, лучшим доказательством этому служит то, что серебро после обвала цен находится заметно выше минимума, достигнутого в 2004 году (4,04 доллара). Цена на золото, составляющая на данный момент почти 1400 долларов за унцию, также заметно превышает минимум (252 доллара), достигнутый в 1999 году.
– Как инвесторам относиться к тому, что рынку серебра свойственны перепады цен и что он поддается манипулированию?
– В начале октября 2012 года я предостерегал от эйфории на рынках, потому что рынок серебра в силу своего небольшого объема подвержен коррекциям. Поэтому инвесторам важно понимать, что у этого рынка нет четких циклов развития, чтобы не «пропасть» в моменты сильных просадок. Коррекции нужно использовать для покупок. Опыт прошлого показывает, что цены на серебро после просадок вновь растут и достигают еще больших высот. Этого я ожидаю и в будущем.
– Когда же настанет подходящий момент для покупки серебра?
– Сегодня я могу с уверенностью утверждать, что пессимизм на рынке очень высок – на это указывают многие индикаторы. Например, оптимизм североамериканских консалтинговых фирм находится на самом низком уровне с 2004 года. Кроме того, соотношение на продажу и покупку опционов на серебро на американской товарной бирже сильно перекошено в пользу продаж. Я могу процитировать Уоррена Баффета: «Опасайся, когда другие жадничают, и будь жадным, когда другие боятся». Наступает звездный час тех инвесторов, которые достаточно смелы и верят в светлое будущее серебра в долгосрочной перспективе.
– Если инвестиции в серебро должны служить защитой от инфляции, то когда же настанет момент для продажи?
– Любой инвестиции – свое время. Поэтому я обычно предостерегаю от излишне эмоциональной привязанности к вложениям. Это касается и серебра. Инвесторы всегда должны быть готовы выйти из позиции, когда настанет нужный момент. Важно, кстати, иметь в виду, что акции не дают защиты от инфляции. Мы видели в 1970-х годах в США, как акции падали в цене одновременно с инфляцией. Сейчас акции переживают еще не худшие времена, потому что вливания ликвидности со стороны центробанков еще не вызвали высокую инфляцию в реальном секторе. Когда это произойдет, для акционеров настанут по-настоящему трудные времена. Когда неуверенность будет перерастать в панику и возникнет опасность государственного произвола на рынке, золото и серебро станут по-настоящему защитными активами. В случае с золотом, кстати, вполне возможно введение запрета на его оборот со стороны государств. В случае с серебром такой опасности нет – в силу его широкого применения в промышленности. В остальном количество физического серебра у немцев довольно ограниченно и не превышает десяти миллиардов евро. В таких условиях государственные репрессии по отношению к владельцам серебра маловероятны. Тем же, кто все же видит такую опасность, есть смысл задуматься о необлагаемом налогами хранении серебра в Швейцарии.
– В каких случаях необлагаемое налогами хранение серебро целесообразно для инвесторов?
– Необлагаемое налогами хранение серебра в Швейцарии получит одобрение немецких властей в следующем году, когда НДС для серебряных монет будет отменен, но вступит в силу всеобщий НДС в размере 19% вместо нынешних семи. Там инвесторы смогут покупать драгоценные металлы без уплаты НДС и хранить их без страха перед введением государственного запрета. Те, кто заинтересуются этим вариантом, должны, однако, внимательнее изучать условия различных операторов этого рынка и обращать внимание на то, чтобы они содержали пункт о выделении предметов из конкурсной массы в случае банкротства оператора. Необходимо также, по возможности, исключить злоупотребления служебным положением со стороны сотрудников хранилища. Прочие условия безопасности также должны соответствовать.
– Вы рекомендуете, в первую очередь, физическое серебро, то есть слитки и монеты. А что Вы думаете о торгуемых на бирже серебряных фондах?
– Фонды, в том числе серебряный фонд Цюрихского кантонального банка, тоже можно считать хорошим вариантом, в силу их небольшого спреда между курсами покупки и продажи. Но история знает примеры, когда возникали трудности с вывозом золота пайщиками Цюрихского кантонального банка. Одним из неоспоримых преимуществ хранения серебра в хранилище является возможность вывоза физического металла в любой момент. Поэтому я советую диверсификацию: небольшое количество физического серебра хранить в ячейке в Германии. При более значительных объемах есть смысл его хранения в хранилище. Для небольших инвесторов целесообразно также участие в серебряном фонде.
– На протяжении довольно долгого времени Вы советуете покупку долгосрочных опционов на серебряные фьючерсы и даже предлагали пари, что цены на серебро в будущем вновь вырастут. Вы по-прежнему уверены в этом?
– Вполне. Но львиная доля моих инвестиций в серебро приходится на физический металл. Долгосрочные опционы, истекающие в сентябре 2016 года, являются хорошим дополнением к этому. Однако лучше всего – совмещение различных вариантов. Представляют интерес также акции предприятий-производителей серебра, например, Silver Wheaton, Fresnillo или First Majestiс Silver.
– Каким, на Ваш взгляд, должно быть соотношение золота и серебра в инвестициях?
– Я не считаю целесообразных советовать инвесторам долю драгоценных металлов в размере 5-10%. Я считаю, что их доля должна достигать 25-30%, а с учетом недавнего снижения цен, даже больше, если инвестор готов к риску. Кроме того, имеет смысл часть средств инвестировать в облигации и положить на банковский депозит – на случай наихудшего развития событий, каковым стал бы, к примеру, развал еврозоны. Но это, на мой взгляд, крайне маловероятный сценарий. Гораздо больше моментов указывают на стабилизацию экономической ситуации. Но гарантировать не может никто и ничего. Поэтому нельзя, образно говоря, класть все яйца в одну корзину.
– Насколько тесно привязаны друг к другу цены на золото и серебро?
– Существует формула, согласно которой, серебро в инфляционных фазах растет в цене вдвое по сравнению с золотом. С 2003 года серебро дорожало в пиковые моменты всемеро, а золото лишь вчетверо. Как правило, между курсами обоих металлов существует корреляция по времени – но не всегда. Так, серебро достигло своей наивысшей цены в мае 2011 года, а золото – лишь в сентябре того же года.
– Но ведь в силу того, что серебро является промышленным металлом, конъюнктура рынка, по идее, должна способствовать росту цены на него и одновременно снижению цены на золото. Потому что золото в таком случае теряло бы значение как «тихая гавань».
– Если мои расчеты верны, то политика центробанков начнет приносить плоды именно во втором полугодии, так что ситуация в еврозоне будет, по меньшей мере, стабилизироваться. Это, в свою очередь, должно способствовать росту цены на серебро. Но есть также и факторы риска, коими являются Китай и мировая конъюнктура рынка. До нового глобального роста еще довольно далеко – он имел место во время прошлого «серебряного бума» в 2010-2011 годах. Поэтому я в последнее время призываю к терпению относительно роста и считаю настоящий момент подходящим для покупок. Цена на серебро сейчас довольно привлекательна, потому что золото в данный момент дороже серебра почти в 64 раза. Это делает серебро привлекательнее золота, потому что я ожидаю снижения соотношения цен обоих металлов до 15:1.
– Какой, по Вашему мнению, будет цена на серебро через год или два?
– Я ожидаю резкого роста между концом 2013 и концом 2015 года, причем тогда цена серьезно превысит уровень 2011 года. Но чтобы дождаться этого, действительно придется набраться терпения. Для меня серебро – это долгосрочный инвестиционный инструмент, дающий защиту от инфляции. Я, правда, не думаю, что когда-нибудь нам придется расплачиваться унциями серебра в булочной. Но на фоне накачки рынка бумажными деньгами я могу лишь сказать, что привычные способы вложения денег – банковские депозиты и облигации – теряют эффективность, а правильные способы – золото и серебро – еще не стали привычными для обывателей.