Империя Барби рушится, ее гламурный розовый флаг приспущен. «Дом мечты» пал под натиском легионов новых кукол из серий American Girl (Американская девчонка) или Monster High (Школа монстров). Кен сбежал с Ферби. Производитель кукол Mattel увеличил свои доходы в прошлом году на 1% вовсе не за счет бывшей американской красотки Барби: несмотря на кукольный бум, охвативший Америку и Европу, продажи Барби в прошедшем квартале сократились на 12%. При этом, по данным вебсайта Quartz, продажи кукол из коллекции American Girl увеличились на 14%, что обеспечило фирме Mattel рост доходов на 40%.
Я склонна думать, что Барби впала в немилость потому, что эта ограниченная расчетливая девушка с бюстом, вес которого составляет 80% от всего ее живого веса, просто полностью утратила свои привлекательность и блеск. Хотя вполне вероятно, что Барби просто оказалась не достаточно ушлой, чтобы внести в свой бренд разнообразие. А вот куклы American Girls живут в мире сопутствующих товаров – все они извлекают выгоду из богатых биографий своих персонажей. В этом отношении Барби, по-видимому, не сумела разбудить воображение детей. У нее вообще нет определенной биографии, которую дети могли бы отслеживать и брать с нее пример. А еще владельцы кукол серии American Girl тратят в среднем по 500 долларов на внешний облик кукол и аксессуары, что, вероятно, и обеспечивает доходность всем, кто имеет право на выпуск продукции под этой торговой маркой.
За все мои детские годы мне купили только одну Барби. Я помню, как я подстригала ей волосы, как сначала я пыталась втиснуть ее в узкие расшитые блестками шорты, как потом мама пыталась натянуть на нее эти узкие расшитые блестками шорты, а потом папа взял ножницы и слегка разрезал шорты, а потом у Барби отвалилась голова. А вот две моих сотрудницы в детстве были счастливыми обладательницами кукол American Girl. Им нравилось читать жизнеописания своих кукол в шести книгах, которые шли в комплекте с каждой куклой. И еще им нравилось, что производители всяких сопутствующих товаров обеспечивали этих серьезных и социально ответственных кукол всем необходимым.
И что же, мы должны радоваться этому удачному ходу, в результате которого Американская девчонка побеждает Барби? И да, и нет. Как написала в апреле газета Atlantic, куклы American Girl уже теряют свою оригинальность. И на самом деле, после того, как в 1998 году Mattel купил этот брэнд, куклы, похоже, преобразились на манер Барби. Базовые персонажи теперь продаются без подробных и захватывающих биографических описаний в шести книгах – теперь книг только две. А американские магазины предлагают делать куклам профессиональные прически (только где в этом элемент игры?), а еще возможности «интерактивного» общения ребенка с куклой во время обеда или чаепития. Что касается интерактивного общения, в этом нет ничего плохого, если вы можете себе такое позволить, но вот по общему замыслу все это выглядит несколько суетливым и вычурным, будто для того, чтобы поиграть в куклы, нужны все эти навороты. Кроме того, исторические персонажи вроде храброй защитницы рабочего класса Саманты или революционерки Фелисити вышли на пенсию и уступили место персонажам из новой линейки продуктов My American Girls – персонифицированным куклам, изготовленным по образу и подобию своих владелиц. А это значит, что дети больше не мечтают быть похожими на Барби и переходят к куклам, которые похожи на них самих. Это что, такое прогрессивное веяние в наш век, когда многие девушки не видят никого похожего на себя в поп-культуре? Или всего лишь новая форма нарциссизма?
Вряд ли стоит надеяться, что все внезапно начнут играть в лего, во всяком случае, я рада за фирму Mattel потому, что она не бросилась спасать сдающую позиции Барби и не стала выпускать барбифицированные сопутствующие товары. Хотя могла бы полностью их зомбировать (а эти зомбированные диснеевские принцессы – просто прелесть!).