Rebelion: Как на Ваш взгляд проявляется нынешний глобальный кризис в Латинской Америке?
Клаудио Кац: Латинская Америка не является эпицентром нынешнего глобального системного кризиса. Это один из немногих регионов, который менее всего пострадал. Я думаю, что это произошло в силу того, что Латинская Америка является сырьевым регионом, где экономика строится в основном за счет экспорта сырья, топлива и минералов. Поэтому нынешний кризис нас затронул в меньшей степени, чем разразившийся десять лет назад финансовый кризис.
Однако надо иметь в виду, что экономика Латинской Америки по-прежнему остается нестабильной и хрупкой. Доходы от продажи сырьевых ресурсов явно недостаточны для проведения сильной социальной политики. Многое будет зависеть в будущем от конъюнктуры, а также от того, в каком направлении будет развиваться мировой кризис.
- В настоящее время Венесуэла является страной, на примере которой проверяется баланс сил на континенте. Как вы смотрите на ситуацию в Венесуэле после смерти Уго Чавеса и победы Мадуро на выборах?
- Очевидно, что правые будут стремиться захватить власть либо путем выборов, либо путем провокаций. Надо учитывать, что речь идет о крайне правых-путчистах. В последние годы они успешно осуществили государственные перевороты в Гондурасе и Парагвае.
В Венесуэле все будет зависеть от реакции правительства и народного движения.
Есть две перспективы: радикализация революционного процесса и ускорение перехода к социализму или замораживание революционного процесса. Надеюсь, что Венесуэла пойдет по первому пути.
Читайте также: Рост цен вызывает возмущение в Бразилии
- Начиная с 1959 года, кубинская модель развития страны остается практически неизменной. Что Вы думаете об экономических реформах, проводимых нынешним руководством Кубы?
- Реформы являются жизненной необходимостью, и это понимает кубинский народ.
На Кубе широко обсуждаются три направления проведения экономических реформ, которые между собой тесно переплетаются. Кратко их можно охарактеризовать следующим образом: расширение кооперативного движения, сохранение вмешательства государства в экономику страны, увеличение доли частного сектора.
Этот процесс, конечно, несет в себе риски, а также увеличение социального неравенства. Но у Кубы нет другого пути, чтобы сохранить те социальные достижения, которые были достигнуты после кубинской революции. Сейчас наступают трудные времена. Все будет зависеть от степени участия населения страны в проводимых реформах, а также от способности руководства страны найти такие формы «внедрения рынка», которые бы не обернулось возвратом к капитализму.
- Колумбия рассматривается как важный игрок для сохранения геополитического равновесия в латиноамериканском регионе, ее часто сравнивают с Израилем. Как Вы можете оценить деятельность нынешнего президента Колумбии Сантоса и проводимый им мирный процесс?
- При президенте Сантосе страна продолжает находиться в военном состоянии, продолжаются преследования народных движений. Что касается процесса мирного диалога, то это позитивный процесс. При этом необходимо помнить, что переговоры не должны быть прикрытием для подготовки новой агрессии, как это случилось в 80-е годы. Тогда, за легализацией Патриотического союза, последовало его уничтожение.
Мирный процесс должен быть тесно увязан с проведением аграрной реформы. Кроме того необходимо отказаться от милитаристского курса. Как известно, на территории Колумбии находятся американские военные базы, как бы их не называли. Колумбия подписала договор с НАТО.
Также по теме: Вооруженный конфликт в Колумбии унес 220 тысяч человек
Таким образом, есть большие надежды в Латинской Америке и в колумбийском обществе, что мир может быть достигнут. Колумбийцы хотят мира в отличие от военизированных групп, оголтелых правых и Республиканской партии США.
- Существует мнение, что американские военные постепенно уходят из Латинской Америки, чтобы защищать национальные интересы США в других регионах. Вы согласны с таким мнением?
- Это неправда, что Соединение Штаты потеряли интерес к нашему континенту, и их приоритеты переключились на арабский мир и Китай. Латинская Америка по-прежнему продолжает оставаться для США зоной стратегических интересов, как в военном плане, так и в качестве поставщика природных ресурсов.
В настоящее время Белый дом адаптирует свою глобальную военную стратегию, делая упор на сокращение расходов на содержание личного состава (модель Ирака). При этом увеличивает финансирование на разработку и применение новейших образцов техники и вооружения, управляемых на расстоянии, а также на проведение спецопераций американскими секретными службами по уничтожение неугодных Обаме режимов (атаки Дронов — беспилотных летательных аппаратов, электронный шпионаж).
Таким образом, США продолжают оставаться «жандармом» глобального капитализма и постоянно корректируют свою роль в меняющемся мире. Что касается Латинской Америки, то она поддерживает дипломатические игры толерантности, порой соглашаясь на свержение неугодных США режимов, как это было два года назад в Гондурасе. Латинская Америка выступает за продолжение экономической блокады Кубы, поддерживает присутствие американских военных баз в Колумбии, мотивирую свою позицию необходимостью борьбы с терроризмом и незаконным оборотом наркотиков.
Читайте также: Как Путин намерен завоевать Латинскую Америку
- Американское влияние определяет конфигурацию блоков в конфликтах?
- Да, кончено. К первому блоку относятся страны, проводящие неолиберальную экономическую политику. Примером являются страны, входящие в зону свободной торговли, сюда также можно отнести Тихоокеанский пакт, куда входят США, Мексика, Колумбия, Чили, Перу и ряд стран Центральной Америки. Все они являются продолжателями ортодоксального неолиберализма, основанного на рыночной открытости, приватизации, отсутствии государственного регулирования, что ведет к обнищанию населения.
Между США и этими странами существует политическая и военная зависимость. Также существует тесная экономическая взаимосвязь между привилегированными правящими классами латиноамериканских стран и их американскими друзьями.
- А ко второму блоку?
- Здесь речь идет о странах, стремящихся к капиталистическому регионализму, независимости от США. Это, например, страны входящие в Южноамериканский общий рынок (МЕРКОСУР) — Бразилия, Аргентина. Они проводят независимую внешнюю политику, в отличие от стран, входящих в первый блок. Кроме того страны второго блока охотно идут на социальные уступки, на компромисс с народными движениями, стремятся к продвижению региональной экономики. Я бы это охарактеризовал как местный буржуазный проект южноамериканского правящего класса, который очень зависим от экспорта природных ресурсов.
Следует отметить явную нерешительность Бразилии, которая то стремится к сближению с латиноамериканской экономикой, то кидается в сторону более сильной мировой экономики. При этом по своей сути, южноамериканский проект крайне уязвим.
Также по теме: Реформы не улучшили экономическую ситуацию на Кубе
- А что Вы можете сказать о Боливарианском альянсе для народов нашей Америки (ALBA)?
- Этот блок имеет ярко выраженную антиимпериалистическую направленность. Страны, входящие в него стремятся перераспределить доходы, проводят радикальные реформы и идут по пути перехода к социализму. Венесуэла, Боливия, Куба и Эквадор наиболее интересны с точки зрения социалистических перспектив.
- Как Вы оцениваете недавние протесты, которые имели место в Бразилии?
- Я думаю, что массовые акции протеста в Бразилии стали приятным сюрпризом для многих. На протяжении десятилетий мы не были свидетелями столь многочисленных протестов среднего класса и трудящихся. Акции протеста — свидетельство недовольства, проводимыми немногочисленными социальными реформами экс-президента Лулы и Дилмы Руссефф.
Следует отметить один важный момент. К протестному движению присоединился рабочий класс, организовав многочисленные забастовки. По моему мнению, протестное движение в Бразилии ярко демонстрирует политическую зрелость бразильской молодежи. То, что они требуют школ и больниц вместо футбольных полей, как я уже сказал, говорит об их идеологической зрелости.
- В других странах, таких как Боливия и Эквадор, народные протесты ведут к конфликту с левыми правительствами. Что Вы думаете по этому поводу?
- Действительно, мы видим явное и объективное противоречие. С одной стороны, законное требование общественных движений не увеличивать добычу природных ресурсов, с другой стороны, необходимость увеличения добычи энергоносителей для реализации социальных программ, которые проводят правительства этих стран.
Читайте также: Латинская Америка может покорить весь мир
Я думаю, разрешить данное противоречие можно путем разумного баланса между добычей минералов, энергоносителей и охраной окружающей среды. Правительства должны прислушиваться к требованиям общественных движений. Мне кажется, что не стоит обвинять Эво Моралеса в «неолиберализме», а общественные движения называть «агентами ЦРУ». Такой подход лишь закрывает глаза на решение проблем. Необходим диалог в обществе с участием всех заинтересованных сил, а также уважение со стороны властей к народу.
- В этом году исполняется 40 лет со дня смерти Сальвадора Альенде. Как Вы оцениваете нынешнее положение левых сил в Чили?
- Смерть Альенде и уничтожение правительства Народного единства было историческим поражением левого движения в Чили. В настоящее время идет процесс восстановления левых сил в Чили. В той связи я хотел бы выделить студенческое движение, которое на протяжении последних лет активно выступает против приватизации системы образования. Это находит отклик в других странах Латинской Америки.
Я хотел бы отметить, что протестное студенческое движение в Чили направлено не только против правоконсервативного правительства Пинейры, вина также лежит и на экс-президенте Бачелет, которая, несмотря на свои левые взгляды, не пыталась изменить неолиберальный режим приватизации.
- И последнее. С какими вызовами столкнется Латинская Америка в ближайшей и средней перспективе?
- Во-первых, с геополитическим вызовом — как предотвратить нещадную эксплуатацию природных ресурсов, которая продолжается вот уже на протяжении более 500 лет.
Во-вторых, что необходимо сделать для продолжения социальной борьбы и распространения ее опыта по всему миру. В результате нашей многолетней борьбы мы смогли одержать ряд серьезных социальных и политических побед. Сейчас пришло время, идти дальше по этому пути, увязывая его с социалистическими традициями.
Клаудио Кац (Аргентина, 1954) — профессор и экономист, известен своими выдающимися способностями синтеза — объединения ранее разрозненных вещей в одно целое понятие. «Возможно, что я пришел из той эпохи, когда много лет назад сотрудничал с экономической прессой», — шутит ученый. Один из немногих ученых в Латинской Америке, который смог соединить невозможное — политику и экономику. Он является автором многочисленных книг, посвященных исследованиям современного капитализма, в том числе таких как, «Будущее социализма» (2004 год), «Дилеммы левых партий в Латинской Америке» (2008 год), «Марксистская экономика сегодня. Шесть теоретических дебатов» (2009 год).