Тысячи верующих, которые приехали в Рио-де-Жанейро, чтобы встретиться с первым представителем Латинской Америки, ставшим главой Римско-католической церкви, возвращаются в свои страны. Доброжелательность Папы Франциска оставила в Бразилии свой светлый след, слившись в одно целое с радостью миллионов молодых людей, которые превратили Копакабану (Copacabana), одно из самых гламурных пляжных мест мира, в «величественный алтарь всеобщего братства и веры», пишет местная пресса.
Сейчас, когда радостное возбуждение от визита начинает стихать, можно проанализировать итоги первой международной поездки нового Папы на свой родной континент.
Находясь в Бразилии, Папа обращался к верующим с простыми и вместе с тем емкими по содержанию посланиями, которые имеют значение не только для американского континента, но и для всей Римско-католической церкви.
На американском континенте не только проживает наибольшее количество христиан (в пропорциональном соотношении). Это - уголок Земли, полный парадоксов. От него будет зависеть обеспечение остального мира продуктами питания и питьевой водой. Оттуда могут придти свежие и молодые силы, полные энтузиазма и устремленные в будущее.
И в то же время, это континент, где продолжают кровоточить язвы социального неравенства, где не хватает настоящих лидеров, государственных и общественных деятелей, способных вдохнуть новую жизнь в этот континент, обладающий столькими нераскрытыми возможностями.
Обращение Франциска к главам латиноамериканских церквей с призывом оставить свои дворцы, отказаться от благополучия и отправиться на периферию жизни, к униженным и обездоленным, неминуемо вызовет отклики в политическом мире. Жесткое осуждение использования Евангелия в идеологических целях, настойчивый призыв к активной проповеди Священного Писания, а также поддержка молодежи в отстаивании своих прав во имя веры может оказать немалое влияние на будущее континента.
Бразилия просто стала лишь наглядным примером, но здесь все говорят о революции. В Латинской Америке религиозные чувства народа, переплетение веры и политики продолжают оставаться главным фактором, определяющим его социальное и даже экономическое развитие.
Количество католиков уменьшается, но они пополняют не ряды агностиков или атеистов, а уходят в другие христианские конфессии. Христианство заложено в самой природе континента. В Бразилии считают себя христианами (католиками и евангелистами) более 80% населения. Такая картина, которая наблюдается и в других странах континента, имеет немалое значение для того, чтобы определить влияние Церкви, выступающей в защиту обездоленных.
Те революционные изменения, которые приведут к формированию здорового светского общества, уважающего все верования, пробуждают творческую энергию молодежи, вселяют в нее надежду на победу в борьбе за создание более равноправных и братских отношений между людьми.
Политики, действующие на континенте, где большинство населения исповедует христианство, не могут не принимать во внимание этот новый революционный настрой, вызванный новым Папой, который умеет быть францисканским монахом, открытым и простым и откровенным в общении с людьми, улыбаться на улице, оставаясь при этом строгим иезуитом, требовательным и жестким, когда он остается один на один с верхушкой Церкви.
В Евангелии от Марка Нафанаил задает вопрос: «Разве может из Назарета придти что-то доброе?». Во времена Иисуса Назарет был окраиной Палестины и даже не отображался на картах. И все же из иудаизма выросло христианство, которое, несмотря на все исторические перипетии, продолжает исповедовать живую веру по прошествии более чем двух тысяч лет. При этом оно обладает способностью исправлять свои ошибки, которой могут позавидовать многие политические учреждения.
В настоящее время страны с богатой событиями историей, как например, европейские, тоже могли бы задать тот же самый вопрос: «Разве может придти что-то доброе из Латинской Америки с подачи латиноамериканского Папы Римского?». Время покажет.