Фидель и Рауль оставят после себя другую страну, отличную от той, которую они пытались построить с 1961 по 2006 год - капиталистическую, авторитарную, социально несправедливую, отсталую, разнородную, где место марксизма–ленинизма займет религия.
Какое правительство непротиворечиво в запутанном 21 веке?
Да, все страны подвержены «болезни противоречий», но эти противоречия имеют методологический, а не идеологический характер.
На Кубе противоречия недемократичного кубинского правительства, которое возглавляет 82-летний Рауль Кастро, идеологические, а не политические или методологические.
Элита острова Свободы знает, чего она хочет в политике. Это создание авторитарного режима с элементами рыночной экономики, где честь и неприкосновенность ее лидеров оставались бы неприкосновенными. Проблема в том, что с идеологической точки зрения такая цель недостижима.
В современном лексиконе кубинских властей укоренилась противоречивая символика. Руководство страны говорит, что необходимо «менять менталитет», отказываться от государственного патернализма. Власти призывают своих граждан быть более независимыми, по меньшей мере, экономически. Постоянно звучат обращения к прессе быть более критической и независимой.
В тоже время кубинские лидеры не устают повторять о вырождении общественной морали вследствие утраты общественного контроля, об отсутствии «общечеловеческих ценностей» с приходом рыночной экономики и новых технологий, а также демократизации средств массовой информации.
Короче говоря, кубинские лидеры стремятся к капиталистическому абсурду с коммунистической моралью и с присущим для стран Карибского бассейна католицизмом.
Читайте также: Реформы не улучшили экономическую ситуацию на Кубе
Таким образом, правительство Рауля Кастро в качестве «дорожной карты» для сохранения режима выбрало государственный капитализм, в отличие от курса 90-х годов, и, скорее всего, пути назад уже нет.
Ограниченные возможности проведения политических реформ, которые дополняются необходимостью отказа от тоталитарного режима и перехода к режиму авторитарному, вынудили руководство Кубы пойти на ограничения по срокам пребывания на высших государственных постах, необходимости притока в высшие эшелоны власти руководителей нового поколения.
Пришлось даже пойти на символичное разделение государственных и партийных органов, после чего стало совершенно непонятно кто же теперь «гегемон» - государство или партия?
Примечательно, что сейчас никто и ничто не угрожает замыслу кубинской элиты.
При отсутствии выбора международное сообщество вынуждено принять новый кубинский проект в надежде на то, что таким образом остров Свободы сможет интегрироваться в мировое сообщество.
США, которые всегда придерживались «недружественной политики» по отношению к Кубе, на днях продемонстрировали всему миру урок отказа от идей «холодной войны».
Всем хорошо известен инцидент с северокорейским судном, когда кубинское правительство тайно попыталось на корабле через Панамский канал переправить в КНДР военное снаряжение, спрятанное под мешками с сахаром. Вашингтон неожиданно для всех не стал раздувать скандал, а предпочел спустить дело на тормоза ради развития двусторонних отношений и миграционного диалога.
Также по теме: Новый кубинский класс
Администрация Обамы с интересом наблюдает за изменениями на Кубе
Что мешает кубинскому правительству продвигаться по пути достижения той политической цели, которая была определена их лидерами?
С одной стороны - время. Переход от тоталитарной системы к авторитарной должен произойти в ближайшие несколько лет, пока еще живы два высших руководителя - Фидель и Рауль.
Таким образом, время для проведения реформ крайне ограничено. Но и ускорять переходный период нельзя, так как это может привести к преждевременному уходу с политической арены двух исторических фигур - Фиделя и Рауля Кастро.
Надо иметь в виду, что их уход с политической арены должен произойти не ранее 2017 - 2018 годов, когда пройдут выборы в законодательные и исполнительные органы Кубы.
Следует отметить, что у руководства Кубы пока нет ответа на вопрос: как переходный период можно обосновать идеологически?
Кубинские лидеры полны решимости на этот раз не отступать назад, но они не знают, чем можно заменить идеологический вакуум, образовавшийся после ухода Фиделя Кастро.
Читайте также: Куба делает ставку на Россию
С 1959 по 2006 годы, какие бы события ни происходили на Кубе или в мире, всегда все надежды кубинцы возлагали на харизматического лидера Фиделя Кастро, который мог дать ответ на любой вопрос и обосновать его идеологически.
В настоящее время кубинское руководство предпочитает «пускать дым в глаза», произнося краткие «холодные речи», как это было, когда Рауль Кастро выступил 26 июля в Сантьяго де Куба по случаю 60-й годовщины штурма казарм Монкады, положившей начало кубинской революции.
В своем выступлении Рауль Кастро обошел молчанием скандал с северокорейским судном «Чонг Чон Ганг». За него это сделал Фидель Кастро, который заявил, что Куба и ее лидеры стали жертвами клеветы в истории с северокорейским судном, на котором был обнаружен незадекларированный военный груз.
При этом Фидель не преминул отметить, что на Кубе идет процесс омолаживания руководящих кадров. Это никак не сочетается с его заявлениями, сделанными ранее, о том, что кубинская революция продолжает оставаться молодой, как и 60 лет назад, когда Фидель и его соратники предприняли штурм казарм Монкады с целью установления демократического государства. Позднее в 1961 году Фидель Кастро отказался от этой идеи и провозгласил социалистический характер кубинской революции.
Все нынешние теоритические рассуждения кубинского руководства никоим образом не соответствуют той политической программе, которую они провозгласили в начале революции: восстановление конституции 1940 года и образование государства с либеральным правом.
Заявления о том, что Куба выступает за ядерное вооружение и в то же время скрытно оправляет в Северную Корею оружие, лишний раз демонстрируют отсутствие идеологии. Непонятно, как можно выступать за открытость экономики и проведение политической реформы и одновременно стремится сохранить доминирующую роль партии для авторитарного режима.
Также по теме: Рауль Кастро обещает конец эпохи на Кубе
Лидеры Кубы, с одной стороны, провозгласили необходимость проведения реформ на Кубе, с другой - всячески пытаются оттянуть время начала противоречивых изменений.
Торговля оружием с Северной Кореей лишний раз демонстрирует приверженность кубинских лидеров старой идеологии
Кубинское руководство признает, что международная ситуация благосклонна к Гаване. Позитивную международную обстановку вокруг Кубы они пытаются в глазах общественности представить как торжество своих идей.
Лидеры Европы и стран Латинской Америки, включая ближайших союзников по Боливарианскому альянсу для народов нашей Америки (АЛБА), призывают кубинское руководство продолжать идти по пути реформ.
Администрация Обамы неоднократно заявляла о том, что с интересом наблюдает за изменениями, происходящими на Кубе, и положительно оценивает шаги Гаваны по нормализации отношений с США. Об этом свидетельствует недавнее решение Вашингтона разрешить выдавать кубинцам многократные визы на срок до пяти лет.
Для Фиделя Кастро и в меньшей степени для Рауля, которые считают себя иерархами мирового левого движения, грядущие изменения не сулят ничего хорошего.
В последние годы своей жизни они столкнулась со сложнейшей проблемой: как предотвратить демонтаж политической системы, которую они создавали в течение многих лет и в то же время дать возможность стране пойти по демократическому пути развития?
Читайте также: Конец кубинской революции
Боязнь потери власти заставляет их проводить «косметические реформы» вместо реальных реформ.
Если все пойдет по плану, намеченному Фиделем и Раулем, то мы в ближайшем будущем увидим другую Кубу, отличную от той, которую они создавали в период с 1961 по 2006 годы. Это будет Куба капиталистическая, авторитарная, отсталая в технологическом отношении, разнородная, на место марксистко-ленинской философии придет религия.
Куба будет больше похожа на путинскую Россию, чем на СССР эпохи Брежнева.
Это будет другая страна. Но это произойдет лишь после ухода из жизни нынешнего руководства Кубы - лидеры должны умереть со спокойной совестью. Они не предали революционных идей и не позволили демонтировать идеологию на закате своей жизни.
Символичное воскрешение программы Монкада и торговля оружием с КНДР хорошее доказательство того, что мандат Кастро идет из прошлого.
Прошлое проявляется и в искажении идей демократического проекта, обозначенного в июле 1953 года, и в попытках увековечить эпоху «холодной войны».