Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Вместо смартфона подарите ребенку немного... скуки

© Фото : Fotolia, lunamarinaМобильный телефон
Мобильный телефон
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Многие из нас испытывали облегчение, вручая ребенку новую модель смартфона, планшета или игровой консоли. Мы возвращаемся с работы и... совершенно свободны. Наш карапуз не заставит нас играть в машинки, если в компьютере он может погонять на болиде. Но таким образом мы подвергаем детей опасности — формирующийся мозг вынужден работать слишком интенсивно, что нарушает процесс развития.

В 1934 году среднестатистический ребенок был способен концентрировать внимание на одном объекте пятнадцать минут, современные дети — лишь пять. Благодаря разнообразным гаджетам дети перестали скучать, между тем именно бездействие развивает воображение и творческое мышление.

Реклама оператора мобильной связи: семья едет в отпуск на машине, дети начинают безобразничать, еще мгновение и мама с папой окончательно выйдут из себя. Но есть выход: достаточно дать сорванцам «успокаивающий планшет» и они погрузятся в разноцветный мир, забудут о тяготах путешествия, а родители наконец спокойно вздохнут.

Признаемся честно: многие из нас испытывали подобное облегчение, вручая ребенку новую модель смартфона, планшета или игровой консоли. Мы возвращаемся с работы и... совершенно свободны. Наш карапуз не заставит нас играть в машинки, если в компьютере он может погонять на болиде Себастьяна Феттеля (Sebastian Vettel).

Эксперимент по переходу на электронные книги в средних школах


«Родительская гордость заглушает угрызения совести: мы ведь нашли ребенку развлечение, уберегли его от скуки», — иронизирует директор отдела маркетинга крупной технологической компании и отец четырех детей Михал Гембал (Michał Genbał). Но есть ли нам на самом деле чем гордиться?

«Дети находятся в самой опасной ситуации: когда они путешествуют по интернету, втягиваются в сетевые игры, формирующийся мозг вынужден работать слишком интенсивно, что нарушает процесс развития», — указывает профессор неврологии из Оксфорда Сюзан Гринфилд (Susan Greenfield). О том же говорит и ее коллега из парижского Института Пастера Жан-Пьер Буржуа (Jean-Pierre Bourgeois), который, в частности, изучал влияние экрана на детей самого младшего возраста, когда мыслительный аппарат особенно пластичен, нежен и чувствителен к внешним стимулам. Как объяснял ученый на страницах Le Nouvel Observateur, нейроны, образовавшиеся еще до рождения, начинают создавать связи. Сети и пути движения информации формируются в зависимости от того, что видит, слышит, с чем контактирует ребенок. Инструменты, которыми он пользуется, тоже влияют на мозг. Негативно — если впечатлений оказывается слишком много.

Интернет и мультимедиа могут быть опасны также для подростка. У прыщавых фанатов компьютерных игр, проводящих за монитором больше девяти часов в неделю, отмечалось увеличение объема центральной части мозга (полосатого тела), которая связана с центром удовольствия. Именно он заставляет человека искать приятных эмоций: в еде, сексе, личных достижениях. Без этого стремления мы были бы слабым и мрачным видом. К сожалению, повреждение или нарушение в развитии центра удовольствия ведет к различным зависимостям: от навязчивой тяги к электронным новинкам до алкоголя, наркотиков и азартных игр.


Один из побочных эффектов жизни on-line — состояние хронической рассредоточенности внимания (continuos partial attention). В 1934 году среднестатистический ребенок был способен концентрировать внимание на одном объекте пятнадцать минут, современные дети — лишь пять, выяснил французский специалист по педагогике Филипп Мерье (Philippe Meirieu). Символом нашего времени стал ученик, который на уроке украдкой занимается своим смартфоном. Или подросток, который одновременно делает уроки, заглядывает в Facebook, скачивает фильмы, слушает музыку, делает покупки и флиртует через Skype. Молодые люди гордятся своей доведенной до совершенства способностью делать несколько дел одновременно, но она вовсе не помогает им получать красные дипломы. И не влияет на уровень IQ, который, если верить автору книги-бестселлера «Пустышка. Что интернет делает с нашими мозгами» Николасу Карру (Nicholas Carr), за последние 20 лет снизился на несколько пунктов.

Ключевой момент в развитии интеллекта — это появление способности блокировать лишнюю информацию, отделять зерна от плевел. Проблемы с этим появляются даже у взрослых, каждый день встречающихся с огромным массивом сведений. Что уж говорить о детях!

При помощи мобильных гаджетов обратиться к интересующим нас вещам из бездонных запасов интернета можно сейчас в любом месте: в метро, на остановке, в школе. Чем меньше пользователям лет, тем меньше свойственны им ощущения пустоты, бездействия. До Польши, как показывает исследование компании Lowe Media и университета города Лодзь, добралось явление, называемое «умной скукой» («smart boredom»). «Во время дождя детям скучно? Так бывало лет 10-20 назад, а сейчас уже нет, — смеется представитель Lowe Media Гжегож Верховец (Grzegorz Wierchowiec). — Молодежь, пребывающая в сети 24 часа в сутки, может чем-то себя занять всегда и везде. Им незнакомо пассивное ожидание на автобусной остановке или в очереди к дантисту».

Школьники с планшетом


А именно такое ожидание может быть гораздо более продуктивным, чем другие наши занятия. По крайне мере так полагает писатель и психолог Ханна Самсон (Hanna Samson). Она с ностальгией вспоминает времена, когда дети могли свободно переноситься в мир своих фантазий и летать, не вставая с кровати. Самсон объясняет, что современные дети теряют ключ к миру воображения уже в шесть лет — на четыре года раньше, чем их родители. И это прискорбно, потому что плоды детской креативности мы пожинаем во взрослом возрасте. Тот, кто умел творчески развлекаться будучи ребенком, в зрелом возрасте лучше справляется с проблемами и чаще чувствует себя счастливым.

Исследования, проведенные в 1997 года исследовательницей из Орегонского университета Марджори Тейлор (Marjorie Taylor), показали, что благодаря играм с собственной фантазией четырехлетние дети независимо от уровня умственного развития лучше справлялись с отделением реальности от выдумки. Перевоплощаясь в разные роли (медсестры, пожарного или генерала), они развивают комплекс умений, называемый «теорией разума», который помогает понимать и предвидеть поведение других людей. Погружение в разные роли заставляет переживать различные сценарии развития событий.

«Что будет, если подмога не придет вовремя? Как будет выглядеть мир, если нас победит армия дроидов?» — размышляет группа дошкольников, играющая в Джедаев. Психолог Элисон Гопник (Alison Gopnik) из Калифорнийского университета в Беркли полагает, что обдумывание таких задач помогает детям находить свежие идеи и придумывать необычные пути решения проблем. Чтобы что-то изменить, нужно уметь воспринимать действительность под разными углами зрения.

Гжегож Верховец убежден: дети время от времени должны оставаться один на один с самими собой, даже если это несет с собой определенный дискомфорт. С другой стороны, он призывает не воспринимать смартфоны и планшеты как современные игрушки, которые помогают убить скуку, ведь с помощью этих приборов даже маленькие пользователи могут создавать не менее сказочные миры, чем те, что много лет назад создавали их родители, имевшие в распоряжении только деревянные игрушки и карандаши.

«Взять, например, программы для рисования, — рассказывает Верховец. — Неважно, где будет создано бессмертное произведение юного художника: на бумаге, на песке или на экране. Важна фантазия, творчество, а инструмент — вещь второстепенная».

По мнению Михал Гембала, ключ к успеху лежит в равновесии между виртуальными и традиционными развлечениями (выдумыванием игр, историй, сценок). «Подросток с большей вероятностью полностью уйдет в новую компьютерную игру, если у него нет альтернативы в виде велосипедных прогулок, мореходного лагеря или похода в горы. Кроме того родители должны принимать участие в цифровой жизни детей», — добавляет Гембала.

Ему вторит преподаватель Польско-японской Высшей школы Компьютерных технологий Лешек Буковский (Leszek Bukowski). «Как мои родители интересовались тем, чем я занимаюсь во дворе, так я обращаю внимание на занятия моих дочерей в сети, — рассказывает он. — Мы вместе посещаем магазины с приложениями, обсуждаем хорошие и плохие игры, решаем разные задачи, а потом идет гулять. Что в итоге? Девочки обожают технологии, но одновременно умеют видеть необычные детали и в обычных лужах».