Недавние резкие заявления президентов Барака Обамы и Владимира Путина во всем мире вызывают один вопрос: неужели начинается новая холодная война? По всей видимости, удовлетворение запроса гражданина США Эдварда Сноудена о предоставлении убежища в России после обнародования им американских разведданных и невозвращения в США во избежание судебного преследования продемонстрировало силу России и вместе с тем слабость США. Таким образом, заявление Барака Обамы о том, что он не считает «предателя» Сноудена «патриотом», повлечет за собой новые декламации и проблемы.
Политика «восстановления былой силы», преследуемая Владимиром Путиным, по сути, вступает в период, когда в России набирают силу антиамериканские настроения. В 1991 году, когда с исторической сцены исчез Советский Союз, просвещенное и молодое поколение россиян того времени симпатизировало США. Однако новое поколение, возникшее за прошедшие с тех пор 20 лет, в значительной мере выступает против Америки. Поэтому представители некоммерческих организаций американского происхождения в России удостаиваются ярлыка «агенты США». Проявляя особую настойчивость в этом вопросе, Путин и его команда считают, что необходим «подконтрольный диалог гражданского общества» с Америкой. В то же время инцидент со Сноуденом обнаружил новую ситуацию, в которой гражданин США рассматривается в России не как агент, а как патриот.
Читайте также: Эксплуатируя отступление Обамы во внешней политике
Как президент, проводящий идеалистическую и реалистическую политику, Барак Обама сегодня предпочитает словесную дуэль с Россией. Очевидно, желание унизить Путина через создание образа «заскучавшего школьника» вызвало обратный эффект. Перепалка Обамы и Путина также будет иметь военное и политическое измерения, и Россия пожелает войти в такие регионы, как Ближний Восток или Центральная Европа, откуда США постепенно отступают. Так сегодня выглядят международные силовые балансы.
Насколько сбиты с толку США, настолько же точна Россия. Россия стремится снова стать великой державой и убедить мир принять ее новую идентичность. Действительно, ожидать другую форму поведения от страны, обладающей таким богатством природных ресурсов, было бы бессмысленно. Конфликт Обама - Путин только начинает разгораться. Теперь настал черед Путина.
Не стоит забывать, что Турция не должна стать частью этого конфликта. В противном случае, как происходит на примере с Сирией, мы останемся ни с чем. У нас уже есть опыт холодной войны. Одна сторона - это наш сосед, хотя у нас и нет общей сухопутной границы, другая - наш «стратегический партнер». По отношению к каждой из сторон нам следует сохранять принципиальность и хладнокровие.