Эдварда Сноудена и Брэдли Мэннинга не стоит считать разоблачителями, так как информация, которую они раскрыли, не свидетельствует о правонарушениях со стороны правительства, заявил австралийский генпрокурор.
Выступая во вторник на конференции «Безопасность в правительстве» в Канберре, Марк Дрейфус (Mark Dreyfus) также выступил в защиту австралийской программы перехвата телекоммуникаций.
В своих самых прямолинейных на данный момент комментариях о влиянии разоблачений Агентства национальной безопасности, опубликованных газетой The Guardian, Дрейфус выразил озабоченность тем, что распространенная Сноуденом информация может «надолго навредить» возможности Австралии «реагировать на многие угрозы, с которыми сталкивается нация». Он не предоставил никаких подробностей о том, какой именно вред может быть нанесен разоблачениями Сноудена.
Дрейфус назвал утечки информации «политически мотивированными». Он сказал: «Некоторые высказали предположения о том, что информация, распространенная г-ном Сноуденом и г-ном Мэннингом, была «разоблачительной». Если действия были разрешены законом, контролировались соответствующими правительственными органами, и если в них не было обнаружено правонарушений, распространение подобной информации «разоблачением» не является».
Выступая в защиту австралийской программы перехвата данных, он сказал: «Я хочу повторить, что разведдеятельность Австралии проводится законным путем с целью защиты демократических ценностей Австралии».
Он добавил, что доступ спецслужб к телекоммуникациям привел к 5928 судебным делам и 2267 приговорам, основанным на «законным образом перехваченном материале» в 2011-2012-м финансовом году. «Большинство из них – это серьезные уголовные преступления», – сказал он.
Представитель Партии зеленых, сенатор Скотт Лудлэм (Scott Ludlam), сказал, что атака Дрейфуса на Мэннинга и Сноудена доверия не вызвает. Генпрокурор сделал «решительное заявление в поддержку шпионажа за законопослушными гражданами, в поддержку повсеместной слежки».
Сенатор Лудлэм, который внес в парламент законопроект, направленный на ограничение возможностей правительства по перехвату информации, добавил: «Если генпрокурор считает... что действие системы слежки PRISM не является «правонарушением», это является плохим предзнаменованием для Австралии. Если генпрокурор считает, что Брэдли Мэннинг не изобличил «правонарушение», тогда что же нужно для того, чтобы было позволено сделать разоблачение?»
Комментарии Дрейфуса не похожи на другие его инициативы, такие как попытки усилить и объединить законы по защите конфиденциальности журналистских источников и разоблачителей в чиновничьей сфере. В июне он заявил о планах по объединению таких законов во всех штатах – в некоторых частях Австралии они, по его словам, не предоставляют достаточно защиты.
«Журналисты должны быть уверены в том, что могут защитить конфиденциальность своих источников и не оказаться обвиненными в неуважении к суду», – сказал он тогда.
Генпрокурор в июле также предложил «Акт об информации, представляющей общественный интерес», который назвали документом, обеспечивающим «небывалый уровень защиты» федеральным чиновникам, заявляющим о правонарушении.