Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Меркель перед выборами старается не развивать тему Европы

© РИА Новости Алексей ДаничевКанцлер Германии Ангела Меркель на Петербургском международном экономическом форуме
Канцлер Германии Ангела Меркель на Петербургском международном экономическом форуме
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Если есть тема, о которой Меркель накануне выборов не хочет слышать, то это кризис еврозоны. Если бы только канцлер могла, то до 22 сентября она с удовольствием отодвинула бы Европу со своего горизонта. Это довольно любопытное поведение, учитывая, что огромная поддержка, которой Меркель пользуется у себя в стране, связана именно с тем, как она смогла поставить себя в еврозоне.

Если есть тема, о которой Меркель накануне выборов не хочет слышать, то это кризис еврозоны. Если бы только канцлер могла, то на весь период от сегодняшнего дня до 22 сентября она с удовольствием отодвинула бы Европу со своего горизонта (а также с горизонта всех немцев). Это довольно любопытное поведение, если принять во внимание тот факт, о котором на протяжении многих месяцев свидетельствуют все опросы общественного мнения, что огромная поддержка, которой Меркель пользуется у себя в стране, связана именно с тем, как она смогла поставить себя в еврозоне, спасая деньги своих сограждан и  проводя жесткую линию в отношении стран, переживающих тяжелый кризис. Последний опрос, проведенный по заказу общественного канала Ard, показал, что 59% немцев поддерживают ее кандидатуру и ее правительственную коалицию. Опрос свидетельствует также о высоком уровне удовлетворенности граждан: большинство считает общую ситуацию в Германии хорошей, а 76% граждан определяет свое экономическое положение как хорошее, если не отличное. Такой уровень удовлетворенности в последний раз отмечался в 1998 году. Все это вовсе не свидетельствует о том, что немцы не видят, что происходит и происходило в последние годы за пределами Германии, и не считают себя неуязвимыми от последствий кризиса в других странах, ведь когда речь идет о тяжелом положении в Италии и о слабости Франции, то мы говорим о наиболее весомых экономиках Европы.

Президент России Владимир Путин и федеральный канцлер Германии Ангела Меркель


Другое обстоятельство, которое позволяет Меркель гордиться собственной политикой во время кризиса, связано с последними новостями, о которых сообщают и немецкие средства массовой информации. Ситуация в так называемых периферических странах позволяет проявлять осторожный оптимизм. Кажется, в Италии рецессия несколько смягчилась, а во Франции в этом году хоть и не предвидится экономический рост, но не ожидается и рецессия на уровне 0,5%. Разумеется, последние показатели не решают основную проблему еврозоны, связанную с безработицей, но по данным аналитиков  DekaBank, это и не самообольщение. Итак, опасность дефолта в одной из стран-членов ЕС окончательно предотвращена? Вовсе нет. Именно поэтому Меркель предпочитает обходить вопрос стороной, откладывая все на период после выборов.

Читайте также: Сила Меркель-номики


Так как предвыборная кампания протекает довольно вяло и ни одна из двух основных политических партий ХДС и СДПГ не нашла своего предвыборного конька, то подогреть ситуацию стараются средства массовой информации. Таким образом, на прошлой неделе Zeit, а на  этой неделе газета Welt стали развивать запретную тему: сколько может стоить немецкому налогоплательщику кризис в еврозоне? В настоящее время Германия гарантирует 105 миллиардов евро. Немецкие банки предоставили странам-членам ЕС кредиты на сумму 131 миллиард евро. Наконец, Европейский центральный банк приобрел на 211 миллиардов евро государственных облигаций стран, переживающих кризис. Меркель не желает слышать о возможной реструктуризации долга некоторых стран, прежде всего - Греции. Министр финансов Вольфганг Шобле тоже не хочет обсуждать эту тему. А между тем, как сообщает Zeit, в его министерстве уже ведется работа над планом, который предполагает более длительный период возвращения Грецией взятых кредитов и предоставление стране более льготных ставок. Если этот план осуществится, то это будет означать, что из-за снижения процентных ставок немцам возвратят денег меньше и в более поздние сроки.

Однако эксперты из Института проблем экономики (Deutsches Institut für Wirtschaftsforschung) сомневаются, что дело ограничится только этим. Слишком плохо идут дела в Греции. Чтобы позволить этой стране окончательно выйти из коматозного состояния, необходимо вторично снизить ее долг на 50%. Если положение дел действительно таково, то понятно, почему Меркель предпочитает не говорить о проблемах еврозоны. Что на первый взгляд остается непонятным, так это почему СДПГ не воспльзуется этим слабым местом канцлера. Почему не задаст ХДС вопрос, где она намерена взять 30 миллиардов евро для инвестиций в инфраструктуру, если придется отказаться от взимания части кредитов, предоставленных грекам? Из-за каждого потерянного миллиона или миллиарда евро при возвращении Грецией долгов меньше капиталов будет инвестировано, что нанесет ущерб немецким налогоплательщикам.

Саммит G8- 2012


Также по теме: Десять неизвестных фактов об Ангеле Меркель

Молчание - золото также и для левых

Молчание социал-демократов легко объяснимо: кризис еврозоны и для них тема неблагоприятная. СДПГ и Зеленые всегда голосовали в Брюсселе за предложенные Берлином меры (от различной помощи странам до Договора о стабильности, координации и управлении в экономическом и валютном союзе (Fiscal compact). Иногда их голоса были определяющими при голосовании по вопросу об оказании новых мер помощи, так как фракция тех, кто в раздаче новых кредитов видит нарушение критериев Маастрихтского договора, постепенно становилась все более многочисленной (по этому вопросу недовольные политики обращались в Конституционный суд Германии).

Как сетуют некоторые интеллектуалы, СДПГ плелась в хвосте Меркель, так как у нее не было альтернативного сценария. Поэтому хочется посоветовать дружить не только с Гюнтером Грассом, но завязать более тесные отношения и с Юргеном Хабермасом, если он этого захочет. Опираясь на аргументы философа, можно было бы, по крайней мере, в будущем начать дискуссию, например, о солидарности. В своем эссе «На волне технократии» (под этим общим названием только что вышел ряд его работ в Suhrkamp) Хабермас объясняет, что  солидарность с моралью ничего общего не имеет. Солидарность между государствами, во-первых, подразумевает прагматичные меры, потому что предполагает и создает взаимное доверие, а во-вторых, позволяет вовремя сдержать негативное развитие сложных ситуаций, а, следовательно, уменьшить и экономическую плату за последствия.

Единственный раз, когда Стейнбрук попробовал использовать тему Европы в качестве оружия против Меркель, он предположил, что она не руководствуется принципами солидарности и не испытывает особой симпатии к европейскому проекту, потому что выросла в ГДР. Само по себе это неудачное наблюдение. Если же учесть, что именно в восточной Германии живут наиболее нерешительные и колеблющиеся в выборе избиратели, то нужно поздравить Стейбрука с этим очередным ложным пассажем.