Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Нелегкая судьба подсолнухов Ван Гога

Автор описывает судьбу одной из репродукций 1920-х годов, сделанную с картины, которая была уничтожена во время войны, и рассказывает о владельцах еще одного полотна, которое никто не видел с 1948 года

© Фото : John Burke, UGAПолотно Ван Гога из серии "Подсолнухи"
Полотно Ван Гога из серии Подсолнухи
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Открылись неизвестные факты о двух потерянных картинах Ван Гога. Специалист по творчеству Ван Гога Мартин Бэйли обнаружил ранее не известную репродукцию 1920-х годов с картины «Шесть подсолнухов», что была уничтожена во время бомбежки. Впервые после войны появилась возможность увидеть работу в первозданном виде, написанную живыми, яркими красками.

Однажды в Арле – в августе 1888 года - Ван Гог собирался писать с натуры. Натурщицы, которых он нанял, не пришли. Кроме того, дул безжалостный мистраль – порывистый и знойный, из-за чего условия для работы на пленере стали невыносимыми. 

Поэтому художнику пришлось импровизировать: он взял охапки прованских подсолнухов, которые в это время приобрели чудесный золотистый оттенок, и поставил их в обливные керамические вазы, сделанные местными гончарами. Он начал работать в понедельник утром, а к субботе написал четыре картины с подсолнухами. 

Две из них вошли в число самых любимых, известных и ценных картин в мире: они выставлены в Мюнхене и в Национальной галерее в Лондоне. Две другие для всеобщего обозрения недоступны – одна была уничтожена, когда американцы бомбили Японию во время второй мировой войны, а другая затерялась в частных коллекциях после выставки в 1948 году в Огайо.  

И вот открылись неизвестные факты о двух потерянных картинах Ван Гога. Специалист по творчеству Ван Гога Мартин Бэйли (Martin Bailey) обнаружил ранее не известную репродукцию 1920-х годов с картины «Шесть подсолнухов» - той, что была уничтожена во время бомбежки. Поэтому впервые после войны появилась возможность увидеть работу в первозданном виде, написанную живыми, яркими красками, а к тому же на репродукции она изображена в первоначальной раме, которую Ван Гог покрасил таким образом, чтобы подчеркнуть оттенки изображенных цветов, и которую до сих пор никто не видел.  

Более того, Бэйли отыскал следы и другой – «исчезнувшей» картины. Он выяснил, что она переходила из рук в руки – сначала она находилась у одного частного владельца, к которому попала после войны. Затем в 1990-е годы ее купил другой «избегающий публичности частный коллекционер», у которого есть еще несколько работ Ван Гога.   

Бэйли, который на минувшей неделе опубликовал материалы своего исследования в новой книге «Подсолнухи принадлежат мне» (The Sunflowers Are Mine), обнаружил сделанную в 1920-е годы репродукцию «Шести подсолнухов» в Японии – она хранилась в небольшом музее в папке среди репродукций картин Сезанна. 

Есть еще и другая репродукция этой картины, хотя по качеству она хуже, и на ней отсутствует изображение той авторской рамы. И краски на этой репродукции не такие яркие, как на той, которую обнаружил Бэйли, и которую Ван Гог описывал в письме к своему брату Тео.  

Оранжевая рама – яркая в том месте, где она проходит над небесно-голубым фоном картины, и бледно-оранжевая там, где изображен сиреневый стол, на котором стоят подсолнухи – была «принципиально новым элементом в 1988 году, когда была написана картина, - пишет Бэйли. Обычно картины вешали в золоченых рамах или же – если работы были современными – в рамах белого цвета, а Ван Гог явно хотел показать, что это рама является элементом самой картины.  

Картина была уничтожена в тот же день, когда была разрушена Хиросима – во время бомбардировки города Асия (Ashiya). К тому времени она давно уже лишилась той рамы, которую по заказу Ван Гога изготовил плотник в Арле, и которую художник раскрасил собственноручно. Она находилась в доме богатого коллекционера Коята Ямамото (Koyata Yamamoto) – в элегантной золоченой раме она висела над диваном. И когда дом охватило пламя, картину не стали спасать – из-за громоздкой рамы она оказалась слишком тяжелой.  

Бэйли описал историю этих четырех картин с подсолнухами, а также рассказал о трех копиях, которые Ван Гог написал позже с двух из этих картин. В настоящее время копии эти висят в музеях Филадельфии, Амстердама и Токио.  

Сначала эти картины с подсолнухами были написаны, чтобы украсить интерьер спальни Гогена, да и продать их было сложно. Теперь же они занимают место среди самых признанных и дорогих картин за всю историю. 

По мнению Бэйли, если бы какая-нибудь из этих картин с изображением подсолнухов была выставлена на продажу, то ее можно было бы продать «более, чем за 100 миллионов фунтов стерлингов». В прошлом году Национальная галерея продала 26 тысяч открыток с одним из изображений подсолнухов».  

С картинами связаны невероятные истории. Во время войны полотно «Пятнадцать подсолнухов», которое выставлено в Национальной галерее (фактически картина принадлежит галерее Тейт), для безопасности отправили в графство Камбрия на Северо-Западе Англии – в замок Манкастер (Muncaster Castle), построенный на фундаменте древнего римского форта в городке Рейвенгласс (Ravenglass). Оттуда картину перевезли в Шотландию – в Троссакс (Trossachs), чтобы ее посмотрел немецкий реставратор, бежавший из нацистской Германии.    

В своем сельском доме на севере от Глазго реставратор снял со стены мрачную картину Рембрандта, и на ее место повесил более жизнерадостную картину с подсолнухами. 

«Рядом висели «Желтый стул» Ван Гога, прекрасное полотно позднего Тернера и «Мост Ватерлоо» Уистлера (Whistler) – неплохая коллекция, которая скрашивала годы войны на чужбине!» - писал он. В условиях военного времени он был лишен нужных ему инструментов, поэтому для реставрации холста «Пятнадцати подсолнухов» он использовал терку для сыра, чтобы наносить воск на обратную сторону холста, обычный утюг – чтобы этот воск закрепить, и зубоврачебный шлифовальный инструмент – чтобы ровнее распределить краску на полотне.  

«От таких действий современные реставраторы пришли бы в ужас, - говорит Бэйли, - и, тем не менее, с тех пор практически не возникало необходимости реставрировать картину еще раз».