Статья, опубликованная в газете The New York Times, в которой говорилось, что китайское правительство распространило среди среднего звена руководящего состава компартии закрытый циркуляр под названием «Документ №9», в котором содержится призыв об искоренении семи западных ценностей, удивила многих.
По мнению китайского руководства, если этого не сделать, то это может привести к дестабилизации политической обстановки в стране.
О каких ценностях идет речь?
Это конституционная демократия, универсальная ценность прав человека, независимость средств массовой информации, гражданское участие, независимое правосудие, неолиберальный рынок, недопустимость критики прошлого компартии Китая.
С западной точки зрения, этот документ более похож на партийные циркуляры времен Мао Цзэдуна, когда граница и экономика Китая были полностью закрыты от внешнего мира. «Документ №9» никак не увязывается с мировоззрением нынешнего председателя КНР Си Цзиньпина, который представляет уже пятое поколение китайских революционеров. Нынешний руководитель Китая учился в США.
Как все это понять?
На сегодняшний день Китай является мировой державой, он обладает ядерным оружием. Это крупнейшее по численности населения государство мира. Это вторая после США мировая экономика по объему ВВП.
Читайте также: Восток остается красным
Громадные иностранные инвестиции, приход на китайский рынок ведущих мировых компаний, туристический бум вызывают определенную обеспокоенность среди китайского населения.
Начиная с эпохи правления Дэн Сяопина, главный идеологический постулат Китая содержится в концепции: «Одна страна - две системы». Китай не намерен менять роль компартии в государстве, она по-прежнему остается руководящей и направляющей силой китайского общества. Вместе с тем китайское партийное руководство под своим строгим контролем разрешает использовать своим предпринимателям модель свободной рыночной экономики.
Руководство Китая никогда не скрывало свои опасения, что экономическая свобода может привести к всплеску спроса на политические свободы. Когда Михаил Горбачев начал проводить реформы в СССР, Пекин с большим интересом следил за тем, к каким последствиям это может привести. Китайцы были сильно обеспокоены, что в результате реформ как в Советском Союзе, так и Восточной Европе коммунистические партии были отстранены от власти.
Вот почему, когда в 1989 году начались студенческие волнения в Китае, во многом спровоцированные событиями в СССР, китайское руководство жестоко подавило выступления студентов на площади Тяньаньмэнь.
В последнее время Китай сотрясают коррупционные скандалы с участием высокопоставленных партийных чиновников, выявляются многочисленные случаи злоупотребления властью и хищения. Особую тревогу вызывает стремление партийной номенклатуры жить в роскоши.
В обществе растет недовольство властью, выдвигаются требования строже наказывать «перерожденцев», что со временем может перерасти к более глубоким политическим требованиям.
Также по теме: Китай растет вниз
Таким образом, «Документ №9» является попыткой защитить позицию партии от противников однопартийной системы, которые пытаются спровоцировать недовольство партией и правительством, в преддверии третьего пленарного заседание 18-го партийного съезда китайской коммунистической партии, которое состоится в ноябре 2013 года.
Как ожидается, на заседании партсъезда Си Цзиньпин объявит о том, что внутреннее потребление будет основной движущей силой экономического роста Китая на ближайшие годы.
Между тем китайские СМИ переключились на детальное освещение судебных процессов над коррупционерами и взяточниками. Таким образом, руководство Китая пытается успокоить недовольных, которые через социальные сети обрушиваются с критикой на партийных чиновников.
Руководство компартии Китая боится повторения событий на площади Тяньаньмэнь. У него нет уверенности, что на этот раз удастся подавить протестующих точно так же, как это было в 1989 году.
Комментарии читателей
Carlos Cristian Burr Cerda
Расцвет китайской демократии неизбежен. Это будет бурное цветение на аллее вишен….
Oreste Assereto
Ошибка авторов статьи, да и многих западных политиков и журналистов заключается в том, что они верят в то, что однажды китайцы проснутся и будут себя вести, как американцы или французы.
Читайте также: Могут ли китайские лидеры отказаться от своего маниакального стремления к развитию?
Такого рода социальная экстраполяция не имеет научной основы.
Китайцы, конечно, изменятся, но это произойдет тогда, когда они станут первой мировой супердержавой, да и изменения будут не в том направлении, как этого ожидают западные политики.
Куда идет Китай? Пока трудно сказать. Одно несомненно: по своему характеру китайцы совсем не похожи на европейцев или американцев.
Jaime Soto Figueroa
Я очень сомневаюсь в том, что китайцы очень озабочены идеологической проблематикой. Они сейчас занимаются реализацией гигантских проектов, в которые вовлечены миллионы людей, в том числе научный и технический потенциал страны. Это грандиозные планы по лесовосстановлению миллионов квадратных километров вырубленных лесов. Это строительство громадных аэропортов и морских терминалов, промышленных опреснителей морской воды и фабрик по переработки отходов и мусора. Это строительство современных автострад в направлении Сибири и Западной Азии, которые должны стать новым «шелковым путем» в память о старом маршруте.
Реализация всех этих величественных проектов потребует громадной работы, что приведет к появлению созидательного поколения. Мне кажется, что у них просто не будет времени на то, чтобы втягиваться в «идеологические войны».