В Сирии приступила к работе комиссия ООН, которая должна определить, сколько химического оружия есть у режима Башара Асада. В состав комиссии входят 20 экспертов, среди них химики, инженеры, врачи, специалисты по вопросам безопасности. Комиссия должна также подготовить предложения по уничтожению химического оружия в Сирии до середины 2014 года. Все работы проводятся под контролем Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО).
Это стало возможным благодаря тому, что в прошлую пятницу все 15 стран-членов Совбеза ООН одобрили резолюцию по уничтожению химического оружия в Сирии. Ранее главы внешнеполитических ведомств США и России пришли к согласию, что химический арсенал Сирии должен быть уничтожен.
Однако, несмотря на то, что эта резолюция была принята единогласно, это не дает гарантий, что она будет выполнена. Эксперты считают, что в условиях продолжающейся гражданской войны работе комиссии будут чиниться всяческие препятствия. В первую очередь, это касается обеспечения безопасности работы комиссии. Если это условие не будет выполнено, то как можно гарантировать выполнение резолюции СБ ООН?
Противодействие работе комиссии может осуществляться как со стороны радикально настроенного крыла сирийской армии, так и со стороны мятежников, которым резолюция ООН явно не по душе. Напомним, что гражданская война в Сирии разразилась не из-за наличия химического оружия у правительственных войск, а из-за того, что мятежники требуют отставки Башара Асада.
Но тогда возникает вопрос: кто выиграет от принятия резолюции по уничтожению химического оружия в Сирии?
В первую очередь - Россия. Москва остается верным союзником Башара Асада и готова наложить вето на любую резолюцию СБ ООН, предусматривающую применение военной силы. После принятия пятничной резолюции Россия становится «гарантом» ее выполнения, что создает новый международный сценарий. США в таких условиях не могут развязать военных действий против Сирии, и об этом хорошо известно в Кремле. Кроме того, Россия вновь становится ключевым игроком на Ближнем Востоке, что для русских очень важно как с политической точки зрения, так и стратегической.
Во-вторых, бесспорным победителем становится Башар Асад. Его готовность избавиться от химического оружия дает ему возможность продемонстрировать законность его режима в глазах мировой общественности. Уступив в малом, взамен он получил возможность продолжать оставаться у власти. Несмотря на то, что он вот уже два с половиной систематически истребляет собственный народ.
В-третьих, выиграла Организация Объединенных Наций. Вот уже на протяжении многих лет ООН подвергается критике со стороны ее членов за нежелание проводить реформы в условиях изменившегося многополярного мира. До настоящего времени СБ ООН демонстрировал свою полную неспособность урегулировать кризис в Сирии. Сейчас, когда удалость выйти на принятие резолюции, которая устраивала бы всех, авторитет этой международной организации повысился.
В накладе не остались и США. Белому Дому удалось избежать начала проведения военной операции против Сирии, несмотря на то, что Башар Асад переступил «красную черту», применив химическое оружие. У Белого дома появился шанс выйти из сложнейшей ситуации, не ударив при этом в грязь лицом. Сейчас решение СБ ООН позволяет Соединенным Штатам не идти на военные действия, которые столь нежелательны для Вашингтона.
Кто же проиграл?
К сожалению, сирийский народ. Резолюция ООН лишь оттягивает конец гражданской войны, в которой погибло более 110 тысяч человек. Сегодня, завтра, как и ранее, продолжают гибнуть сирийцы от применения обычного оружия. Продолжается массовый исход населения из страны. Мы сейчас столкнулись с серьезной проблемой беженцев в истории человечества.
Еще одной проигравшей стороной оказались повстанцы. Они рассчитывали, что вмешательство международного сообщества поможет быстро отстранить от власти Башара Асада. Этот момент очень важен, так как принятие в нынешнем виде резолюции ООН отдаляет и ссорит мятежников с Западом.
Протестующие против режима Асада сирийцы, воодушевленные «арабской весной» надеялись массовыми акциями протеста заставить мирным путем свергнуть ненавистный режим. Однако после нескольких месяцев противостояния к мятежникам стали присоединяться наемники и религиозные фанатики.
Несколько дней назад стало известно, что в рядах повстанцев произошел раскол: из их рядов вышли 11 наиболее радикально настроенных группировок, готовых продолжать борьбу с Асадом до победного конца.
Резолюция СБ ООН привела к «оборотной стороне медали» - радикализации антизападных настроений и стремления повстанцев уйти под крыло Аль-Каиды.