Вуди Аллен не преминул бы отпустить шуточку на тему чернокожего еврея, но евреям-эфиопам не до смеха.
В середине 80-х годов они прибывали в Израиль тысячами, спасаясь от нищеты и гражданской войны. Сегодня 120 тысяч фалаша (так называется этот народ) проживают в районе между Тель-Авивом и Иерусалимом. Они представляют собой самую бедную и дискриминируемую часть еврейского общества.
В январе 2012 года первый депутат эфиопского происхождения Пнина Тамано-Шата (Pnina Tamano-Shata) вошла в кнессет (израильский парламент).
От мисс Израиля до «Большого Брата»
Кроме того, 2013 год, кажется, привел к новому витку интеграции.
В феврале другая эфиопка Йетаиш Эйнау стала мисс Израиля. В августе модель Тахуния Рубел (Tahunia Rubel) завоевала признание в местной программе «Большой Брат». Итак, чернокожие евреи выдвинулись не только в политике, но и на телевидении и в мире моды.
Интеграция началась в мире моды
Йоханнес Азанау (Yohannes Azanaw), борец за права эфиопских евреев и помощник Тамано-Шаты, считает, что интеграции способствует мир моды. Он организовал модельное агенство, чтобы использовать его как инструмент в борьбе.
В 2009 году он основал компанию YaIsrael, чтобы вывести чернокожих евреев на экраны телевизоров. Они рекламируют различные товары и услуги и становятся образцами для подражания.
Дискриминация эфиопских евреев
Азанау было нелегко добиться успеха. Чернокожие всегда считались последними среди евреев. В 1950 году Израиль принял закон о возвращении, позволяющий любому, проповедующему иудаизм, и каждому человеку, в жилах которого течет кровь еврейских предков (нужно, чтобы хотя бы один из дедушек и бабушек был евреем), получить израильское гражданство.
Несмотря на это, существует неписаная иерархия наиболее и наименее желательных персон. Первое место занимают ашкеназы из Восточной Европы, за ними следуют сефарды из Южной Европы, потом русские евреи. В сегодняшнем Израиле они составляют 2 миллиона человек.
С каждой новой миграционной волной Израиль должен был корректировать свою национальную идентичность.
Отторжение в школе
Эфиопские евреи, которые, согласно Ветхому Завету, являются потомками колена Дана, начали мигрировать к Земле Обетованной только в середине восьмидесятых годов прошлого века. Сегодня они занимают последнюю ступеньку во всех статистических отчетах.
Половина эфиопских евреев живет за порогом бедности. Подростки жалуются на дискриминацию в школе, взрослые - на работе. Со стороны государства тоже идет систематическая дискриминация.
Скандал с донорством
В 2006 году израильские власти признали, что они годами отбраковывали донорскую кровь эфиопских евреев из-за боязни, что она инфицирована вирусом СПИДа.
В декабре 2011 года после долгих доктринальных диспутов Великий раввинат Израиля - высший государственный орган по духовным делам - пригрозил изгнать из ортодоксального еврейского сообщества эфиопскую общину, вызвав активные протесты ее лидеров.
Обязательное применение противозачаточных средств
Но наиболее громкий скандал разразился в декабре 2012 года, когда по телевидению был показан документальный фильм, в котором 30 эфиопских женщин обвинили Американский объединенный распределительный комитет (American joint distribution committee) – это правительственная организция занимается новыми иммигрантами – в том, что им были сделаны инъекции противозачаточного средства Depo-Provera, которое вызывает тяжелые побочные эффекты.
Организация заявила в свою защиту, что женщины были проинформированы. Но проблема сохранилась.
Битва за рождаемость
Действительно, за десятилетие уровень рождаемости среди эфиопских евреек снизился на 20%.
57% гормональных инъекций, сделанных в соответствии с планом контроля за рождаемостью, пришлись именно на эфиопское сообщество, которое составляет только 2% израильтян. Другими словами, чернокожие евреи составляют меньшинство, и именно они были в основном вовлечены в программу контроля за рождаемостью.
Это дело получило мировую огласку. Впервые благодаря вмешательству депутата Тамано-Шаты в январе Министерство здравоохранения поменяло
свою политику контроля за рождаемостью.
«Сегодня появилась надежда, что израильское общество повернется к нам лицом, – заявил газете Haaretz духовный лидер Семаи Элиас (Semai Elias). – У нас есть шанс».
Кампания истинной красоты Израиля
Политические перемены идут в ногу с социальными и культурными. Когда Азанау основал модельное агенство, борьба африканских выходцев за свои права в Израиле была еще в самом начале. На телевидении, в журналах и рекламе о чернокожих евреях не было никаких упоминаний. Тогда Азанау решил пойти по пути маркетинга. Девушки приезжали со всех уголков страны, но израильские рекламные агенства не хотели о них слышать.
Когда активист стучался в их двери, сотрудники улыбались и прекращали всякий диалог. «Мне говорили, что эфиопский рынок слишком узок, что отказ не связан с расизмом», – рассказал Азанау порталу Al Monitor.
Успех Эйнау
Все переменилось, когда Эйнау, выросшая без отца на бедной окраине Тель-Авива, завоевала титул Мисс Израиль.
Этот выбор вызвал полемику. В социальных сетях появились шуточки по поводу цвета кожи Эйнау и бедного происхождения ее семьи: «Бедные родственники, они не знают, что Эйнау стала победительницей конкурса, так как у них нет телевизора». Но сама она в соответствии со своим именем, которое в переводе означает «смотреть в будущее», не стушевалась. «Моя история напоминает историю Золушки», – заявила она средствам массовой информации перед встречей с американским президентом Бараком Обамой во время его официального визита в Израиль.
Борьба с расизмом на телевидении
Потом последовала победа Рубель в «Большом Брате» и премия в 274 тысячи долларов.
Но во время реалити-шоу были и весьма напряженные моменты: две конкурентки были удалены за то, что они оскорбили Рубель за цвет ее кожи.
Сегодня миссия Азанау стала легче. Мисс Израиль может вывести чернокожих евреев на обложки глянцевых журналов. Активист решил воспользоваться моментом и запустить новую кампанию под названием «Красота Израиля», подразумевая, что темные лица Израиля не обделены красотой.