Статус евреев в Европе остается довольно противоречивым. По крайней мере, об этом свидетельствуют результаты нового исследования, проведенного Агентством Евросоюза по основным правам человека. В ходе этого исследования, которое будет полностью опубликовано в ноябре, эксперты обнаружили, что почти четверть евреев, проживающих на территории Европы, избегают совершать действия и носить символы, по которым другие могут определить в них евреев. В некоторых районах эти цифры оказались довольно пугающими: 49% евреев, проживающих в Швеции, отказываются носить традиционную еврейскую одежду и символы на публике. 88% французских евреев заявили, что за последние пять лет антисемитизм во Франции стал намного более выраженным. 30% венгерских евреев стали жертвами нападок антисемитов за последние 12 месяцев. Кроме того, две трети жителей Европы признались, что жаловаться на действия антисемитов в полицию бессмысленно, потому что это ни к чему не приведет.
Результаты подобных исследований бросают тень сомнения на идею о том, что история Запада – это история устойчивого прогресса. На первый взгляд может показаться, что европейцы стали абсолютно цивилизованными людьми в результате многовекового потока кровавых войн и революций, на смену которым пришла социальная демократия и многонациональный союз. Однако, по данным Центра Кантора Тель-Авивского университета, в 2012 году во Франции было зарегистрировано самое большое число насильственных антисемитских инцидентов в мире.
Кто несет за это ответственность? СМИ убеждают нас в том, что во всем виноваты ультраправые – Греция просто кишит людьми в черных футболках «Золотого рассвета», а криптофашисты играют мускулами практически на всей территории Европы к востоку от Эльбы. Эксперты Центра Кантора регистрируют огромное число насильственных инцидентов с участием ультраправых. Однако участники исследования агентства Евросоюза, многие из которых являются жителями Западной Европы, видят ситуацию несколько иначе: только 19% опрошенных считают, что ответственность за вспышку антисемитизма несут ультраправые. 22% указали на ультралевых. Между тем, 27% опрошенных возлагают вину на мусульман.
Эта разновидность антисемитов импортировала ненависть к евреям в страны, где в прошлом антисемитизм был гораздо менее выраженным - такие как Дания. Еврейский онлайн-журнал Tablet опубликовал историю Мартина Красника (Martin Krasnik), журналиста и либерально настроенного датского еврея, который решил совершить довольно длинный путь по иммигрантскому кварталу Норребро с ермолкой на голове. Как только он вошел в этот район, он сразу же ощутил враждебное к себе отношение: ему показывали средний палец, говорили «убираться к черту, еврей», заставляли снять ермолку и так далее. В его адрес прозвучала масса угроз: мужчины кричали ему, что «мы имеем право надрать тебе задницу», что его религия учит его носить ермолку, но не учит его искать смерти, что «мой двоюродный брат убил парня за то, что тот носил еврейскую шапку». Красник чувствовал, что он находится в опасности: позже он признался Майклу Мойнихану (Michael Moynihan) из Tablet, что, «если бы я продолжил ходить по этому району в течение часа или двух, что-нибудь обязательно бы случилось. А если бы я делал это каждый день, меня бы избивали постоянно».
Подъем мусульманского антисемитизма в Европе подтвержден массой документальных источников, однако многие предпочитают закрывать на эту проблему глаза. Красник рассказал Мойнихану, что пресса и элита общества не уделяют этой проблеме достаточного внимания: «Мэр Копенгагена говорит, «что мы не примем антисемитизм, однако не следует чрезмерно драматизировать ситуацию. Нам всем стоит успокоиться», - сказал он». Мойнихан отмечает, что директора некоторых школ в районах, густо заселенных иммигрантами, начали отговаривать евреев отдавать туда их детей. Европейские сторонники мультикультурализма предпочитают извиняться за свои самые резкие обвинения и убеждать коренное население в необходимости приспосабливаться к предрассудкам иностранцев. Мойнихан пишет:
«На состоявшемся недавно «многокультурном фестивале» в Норребро, который спонсировало правительство и который был направлен на продвижение культурного «разнообразия», группе евреев было запрещено поднимать израильский флаг. TaskForce Inclusion, один из организаторов этого мероприятия, заявила, что это была «мера предосторожности» (эта мера предосторожности, очевидно, коснулась только еврейских участников фестиваля и послужила молчаливым признанием в том, что только вид Звезды Давида может спровоцировать вспышку насилия со стороны некоторых его участников). Позже один правительственный чиновник сказал, что первоначально организаторы фестиваля намеревались вообще запретить евреям принимать в нем участие из опасений, что их присутствие может оскорбить мусульман».
Современная широта взглядов прикрывает вуалью историю Европы – это та самая вуаль, за которой прячутся некоторые из самых неприглядных импульсов европейцев. Получается, что в заявлениях европейцев о мультикультурализме скрыто внутреннее противоречие. Мультикультурализм на самом деле может обогатить общество. И самым главным тому подтверждением стала история евреев в Европе. Они подарили Европе Эйнштейна и Кафку, Фрейда и Арендт. Они превратили Европу в интеллектуальный центр гравитации – после чего европейцы начали их истреблять и изгонять из своих стран. Так почему же самопровозглашенные защитники европейского мультикультурализма стараются не вспоминать об этих блестящих примерах до тех пор, пока не произойдет нечто гораздо более страшное?