Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Архиепископ Юзеф Михалик удивил своим высказыванием, заявив, что одной из причин появления педофилии является «гендерная идеология». Удивлены были, впрочем, не все, поскольку читатели, слушатели и зрители СМИ с католическим уклоном уже давно трепещут от этого словосочетания: их систематически запугивают наступлением гендера или, вернее «гендеризма» (сходство с большевизмом здесь неслучайно).

Архиепископ Юзеф Михалик (Józef Michalik) вновь удивил нас своим высказыванием, заявив, что одной из причин появления педофилии является «гендерная идеология». Удивлены были, впрочем, не все, поскольку читатели, слушатели и зрители СМИ с католическим уклоном уже давно трепещут от этого словосочетания: их систематически запугивают наступлением гендера или, вернее «гендеризма» (сходство с большевизмом здесь неслучайно). 

Напомню известные факты. В декабре 2012 года польские епископы раскритиковали Конвенцию по предотвращению и искоренению насилия в отношении женщин. Документ, в частности, обязывает подписавшие его государства предпринять все необходимые действия, которые будут «способствовать изменениям в общественно-культурном поведении мужчин и женщин и искоренению предрассудков, обычаев, традиций и любых практик, основанных на подчиненном положении женщины и стереотипных моделях роли женщин и мужчин». Епископат подчеркивал, что конвенция «исходит из идеологических  и ложных предпосылок».

Позднее мы освещали в нашем журнале предрождественскую речь Папы Бенедикта XVI, в которой он критиковал гендерную идеологию: «Согласно этой философии, пол является не изначальной природной данностью, которую человек должен принять и самостоятельно наполнить смыслом, а социальной ролью, которую он сам принимает, тогда как раньше это делало общество. В этой теории и исходящей из нее антропологической революции кроется основополагающая ошибка. Человек подвергает сомнению факт предопределенности своей телесной природы, которая характеризует человеческое существо». 

В то же время председатель Папского совета по делам семьи архиепископ Винченцо Палья объяснял, что поднимать данные темы необходимо, поскольку это своего рода «кайрос для Учительства Католической церкви». 

 

Другая не означает плохая

 

Между тем гендерная теория различает две категории: пол биологический (sex) и культурно-антропологический (gender). Она не оспаривает биологическую базу, а лишь обращает внимание на роли, которые формируются на ее основе. Это критический и теоретический инструмент, а не идеология. Разумеется, к нему часто обращается ЛГБТ-сообщество, поскольку данный подход помогает обосновать их проблемы и требования. Однако воспользоваться им могут также католические теологи, размышляя о предназначении мужчин и женщин. Гендерная теория предлагает критически взглянуть на собственные представления о том, что значит быть мужчиной и женщиной, а также о ролях, которые задали нам на этой основе общество и Церковь. Такой взгляд на традиции и общественные практики может способствовать освобождению от стереотипов. «По какому праву сочувственная любовь, уважение или заботливость считаются исключительно женскими, а не общечеловеческими качествами? Почему сила, власть, рациональность относят к мужчинам, а не ко всем людям, включая женщин?» - задавалась вопросом теолог Элизабет Джонсон (Elisabeth Johnson).

То, что теология антропологов, которые обращаются к этой теории, отличается от традиционного католического подхода, не означает, что она плоха. 

 

Кайрос для Церкви

 

Если заглянуть в правокатолические издания, выяснится, что мы находимся в состоянии войны с другой цивилизацией, пытаясь защититься от наступающей с Запада идеологии, будто в советские времена, когда мы были польским оплотом христианства. Авторы, судя по всему, приняли близко к сердцу слова архиепископа Винченцо Пальи о «кайрос для Церкви», и маниакально стали обсуждать гендер. 

Довольно регулярно подмечает приметы наступления гендерной идеологии еженедельник Niedziela, который поднял особенный шум, когда оказалось, что ее будут изучать студенты Католического университета в городе Люблин (KUL). Журналист Томаш Терликовский (Tomasz Terlikowski) в прайм-тайм на телеканале TVP назвал гендерную теорию одной из главных угроз Католической церкви в XXI веке. Секретарь  Польского католического епископата Войцех Поляк говорил, что гендерная философия, меняющая представление об обществе и человеке, меняет или даже разрушает семью, а в итоге – все общество. Университет кардинала Стефана Вышинского в Варшаве организовал в октябре этого года международную конференцию на тему «Гендер как политическая категория». До этого в Легнице прошла конференция «Гендер – удар по семье». Она была устроена по инициативе сенатора от партии «Право и Справедливость» (PiS) Дороты Чудовской (Dorota Czudowska) при поддержке католического общества Civitas Christiana и легницкой епархии, а открылась мессой, который провел проректор Папского теологического факультета во Вроцлаве ксендз Станислав Аращук (Stanisław Araszczuk). Так что все имело солидные церковные тылы. 

Под прицелом критики оказалось сексуальное просвещение, которое ассоциируется с гендерной теорией. В Легнице ксендз Павел Борткевич (Paweł Bortkiewicz) рассказывал об «обработке» детей с детского сада до вуза, которой сопутствуют такие лозунги, как «воспитание равноправия, осознание собственной идентичности, равноправие полов или преодоление стереотипов». Он призывал сделать все возможное, чтобы остановить это тотальное оболванивание. Но есть ли что-то плохое в равноправии, осознании собственной идентичности и преодолении стереотипов в отношении полов? 

Ксендз Дариуш Око (Dariusz Oko) заявляет, что «вводить гендерную теорию в школе, все равно, что устраивать обязательные уроки порнографии». «В школу и к детям нельзя допускать людей с идеологическими и сексуальными расстройствами», - подчеркивал епископ Марек Мендык (Marek Mandyk). В свою очередь, ксендз Лешек Воронецкий (Leszek Woroniecki) в интервью Католическому информационному агентству предостерегал перед «реальной попыткой сексуализации детей». 

Становится понятно, от какой логики отталкивался архиепископ Михалик, когда говорил, что гендерная теория повинна в появлении педофилии…

 

Игры преступников 

 

Многие авторы статей и выступлений приняли в отношении гендерной идеологии, как представляется, единую линию. Для них это идеология и индоктринация общества, которая, возымев успех, приведет к его истреблению. Они полагают, что развитие этой идеологии финансируется из средств от продажи противозачаточных средств или даже абортивных клиник. А в наши мозги она проникает посредством СМИ, искусства, литературоведения, телесериалов с геями в качестве положительных героев… 

Самые яркие высказывания на эту тему принадлежат упоминавшемуся ксендзу Дариушу Око – преподавателю краковского Папского университета им. Иоанна Павла II. Я с интересом выписала фрагменты из интервью, которое он дал журналу Niedziela. Из этого текста следует, что созданием гендерной идеологии занимаются левые атеисты, а именно атеисты, как отмечает ксендз, виноваты во всех важнейших ошибках и преступлениях истории. Одновременно – это самые отъявленные сексоманьяки, сексоголики или даже сексонаркоманы. Когда скомпрометировавший себя в XX веке марксизм перестал выполнять свою функцию, они создали гендеризм. 

Поскольку эти люди – потомки «худших преступников-атеистов, следует ожидать, что в своей деятельности они будут точно так же беспринципны и беспощадны». Дариуш Око полагает, что, у истоков гендерной идеологии стоят воинствующие геи, фанатичные феминистки (лесбиянки), а поддерживают эту теорию враги авраамических религий, масоны и группа богатейших американских бизнесменов. 

Именно миллиардеры вкладывают огромные суммы в пропаганду противозачаточных средств, абортов или гендерной теории, чтобы, как говорит священник, «было максимум секса и минимум детей». Людьми, которые увлечены сексом, легче управлять. Если идеология Москвы навязывалась танками, то современный гендеризм пользуется мощными политическими и финансовыми инструментами Брюсселя и ООН. Одновременно священник подчеркивает, что «гендеристы» - это люди, страдающие серьезными сексуальными расстройствами. И так далее и тому подобное – интервью производит гипнотическое впечатление.  

 

Опасный дискурс 

 

Дело не в том, что о темах, скрывающихся под общим знаменателем «гендерная идеология» не следует говорить. Ровно наоборот. Следует говорить о средствах предохранения, сексуальном воспитании, об однополых браках, социальной роли мужчин и женщин. Все это заслуживает дискуссии, а не огульного осуждения. Дискуссии, а не войны с кем-то, кого сравнивают с большевиками… Использование языка одержимости не приведет ни к чему хорошему. 

Горячность и гибкость фраз, а также апокалипсические и одновременно абсурдные картины будущего что-то напоминают. Когда-то в роли основной угрозы выступили евреи, масоны и ЕС, а с некоторого времени первую скрипку стало играть гомосексуальное лобби и гендерная теория. Впрочем, эти «источники угроз» идут в одной связке, ведь подкованный читатель мгновенно увидит намек на американских миллиардеров. Рецепт довольно прост: смешать в одну кучу непонятные и чужие явления, которые нам не нравятся, и назвать их «духовный СПИД» современности. Общий знаменатель и броское название подкрепляют эффект убеждения. 

Заговор, угроза, необходимость вступить в войну – это реальность, в которой сложно найти свое место. Проблема в том, что именно такой образ вырисовывается, если проследить сказанное священниками и написанное католическими СМИ на тему гендера. А мы, польские католики, вновь оказались на поле битвы, словно Ян Собеский защищая Европу и христианство от гибели. 

Услышав такой «голос Католической церкви» многие решат, что в ней делать нечего, или что мы оказались разделены на враждебные племена, которые перестали друг друга понимать. Я боюсь даже мечтать, что епископы перестанут подливать масло в огонь и подумают, как начать внутри Церкви диалог, который бы касался в том числе таких тем, как гендерная теория.