За много лет до того, как на открытии «Мармарая» премьер-министр Японии, подняв руки, из вежливости составил компанию молящимся, Абдурашид Ибрагимов приложил немало усилий к созданию союза политических сил двух государств.
Абдурашид Ибрагимов был одним из лидеров распространения ислама в Японии и первым имамом Токийской мечети. Давайте отправимся в небольшое путешествие по жизни неутомимого странника, идеалиста, которая была полна приключений и борьбы. Как могло получиться так, что жизненный путь Ибрагимова в начале 1900-х годов пройдет через Японию, и именно на этой далекой земле он спустя 40 лет испустит свой последний вздох?
Из Сибири на все четыре стороны
Абдурашид Ибрагимов родился в 1857 году в Западной Сибири. Он был татарином, его предки были из Бухары и Башкортостана. С молодых лет он совершает бесчисленное множество путешествий на обширном пространстве, протянувшемся от Стамбула до Медины и Мекки, от Крыма до Санкт-Петербурга, от Туркестана до Китая и Кореи, от Индии до Сингапура и даже Западной Европы. Когда он преодолевает расстояние в сотни тысяч километров, его цель состоит в том, чтобы создать союз тюркских и мусульманских народов и освободить их от колониального угнетения российской и британской империями. При этом главное - независимость всех тюрок под знаменем ислама.
Он не только путешествует, но и собирает информацию, проводит пропагандистскую работу, пишет, публикуется. Он содействует миграции молодых российских мусульман и получению ими религиозного образования в Стамбуле. Конечно, этот энергичный активист быстро становится тем, кого русские пытаются устранить отовсюду, где он появляется. В рассматриваемый период на двух концах Азии русским противостоят два конкурента: османы и японцы.
Японцы и русские лицом к лицу
Когда ровно 174 года назад, а именно 3 ноября 1839 года, будет обнародован манифест, который даст старт реформам периода Танзимата, государство османов начнет масштабные действия по обновлению и европеизации. Но всех этих усилий явно недостаточно, чтобы предотвратить тяжелое поражение в войне с русскими, которые одержат победу над Османской империей спустя 40 лет.
Японцы же, начав модернизацию в 1868 году, напротив, спустя 40 лет, а именно в 1905 году, заставят русских потерпеть поражение в войне. Вместе с этой победой для всех азиатских народов произойдет рождение новой надежды и пробуждение энтузиазма! Несомненно, как султан Абдул-Хамид II, так и японский император, еще задолго до этой войны осознают значимость отношений друг с другом. Основная цель исторического визита фрегата «Эртогрул», завершившегося трагической катастрофой, состоит именно в этом. Для японцев халифом азиатских мусульман, представлявших многочисленную массу против русских, китайцев, голландцев и британцев, был османский падишах.
В этих условиях в 1902-1903 годы происходит визит Абдурашида Ибрагимова в Японию. За ним в 1908 году следует сравнительно более значимый визит (накануне которого он знакомится с Далай Ламой). В устанавливаемых им отношениях на высшем уровне в Японии его поддерживает общество «черных драконов», которое отстаивает идеи японо-азиатского национализма (и даже экспансионизма). Вместе с ними он создает организацию под названием «Адзия Гикай», и в этот период Ибрагимов знакомится со многими важными персонами, включая премьер-министра. Он стремится к тому, чтобы, избрав ислам, японская знать служила спасению всех азиатских мусульман.
Спустя год его пропагандистская деятельность в Индии и Сингапуре вызывает беспокойство британцев. Здесь судьба его сводит с первым мусульманским японским хаджи и одновременно сотрудником секретных служб - «Омером» Ямаока Котаро («Ömer» Yamaoko Kotaro). По возвращении из Японии в Стамбул ему удается установить достаточно тесные связи с партией «Единение и прогресс». Хотя после большевистской революции 1917 года он пытается добиться от Ленина и Сталина привилегий для тюрок и мусульман, эти попытки не приводят к какому-либо значимому результату. Как только с провозглашением республики в Турции были установлены благоприятные отношения с советской Россией, он так или иначе отходит на задний план и проводит более спокойные годы своей жизни с семьей в одной деревне в Конье.
Солнце, восходящее с востока
По мере приближения к 1930-м годам Япония постепенно ставит для себя более высокие цели в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Абдурашид Ибрагимов в 1933 году устремляется в последнее японское приключение, которое продлится 11 лет. В этот период благодаря ему ислам признается одной из действующих религий Японии, а Токийская мечеть, строительство которой до этого момента никак не удавалось завершить, открывается для богослужения. Он становится первым имамом этой мечети. На открытии мечети 12 мая 1938 года, наряду с японскими лидерами, присутствуют представители исламских государств.
Однако Турция в силу своих тревог во внешней политике держится на расстоянии от этих событий. В письме своей дочери Абдурашид Ибрагимов напоминает о данном ему перед отъездом слове - информировать «Его Высочество Гази» [Кемаля Ататюрка] о деятельности Ибрагимова в Японии. Сообщалось, что в этой связи она может обратиться с просьбой о помощи к Али Кылычу.
Всем усилиям Ибрагимова приходит конец в 1944 году, когда ему исполняется 87 лет, а Япония оказывается втянутой в масштабную катастрофу, с которой она столкнется по итогам Второй мировой войны. В церемонии предания тела Ибрагимова земле участвуют японские мусульмане. После себя он оставляет книгу под названием «Исламский мир и распространение ислама в Японии» и множество статей, которые дают ценные сведения об Азии и тюрко-исламском мире того периода.