«Проститутки, рабы, наркотики, алкоголь и дорогие машины». Нет, это не начало нового телевизионного расследования Бернара де ла Виллардьера (Bernard de la Villardière), а выдержка из доклада Всемирного банка по экономике пиратства на полуострове Сомали. Это интереснейшее исследование было проведено при содействии Интерпола и Управления ООН по наркотикам и преступности. Оно включает в себя интервью более 30 человек, которые занимаются пиратством у сомалийских берегов, и позволяет лучше понять принятые среди пиратов правила и их образ жизни.
Так, например, мы узнаем, что рядовые пираты, которые обычно берут судно на абордаж, получают за операцию от 30 000 до 75 000 долларов, то есть от 1% до 2,5% от суммы выкупа. Лидер отряда может рассчитывать на доплату в 10 000 долларов. Так, один бывший пират рассказывает об одном случае, когда выкуп составил 2,5 миллиона долларов. Ему самому заплатили 40 000 долларов, а заказчику — 800 000 долларов.
По большей части заработанные пиратами деньги уходят на «отдых», то есть алкоголь, наркотики и проституток. Проститутки приезжают из Джибути, Сомали и Эфиопии. Наркотики нередко выдаются пиратам в кредит до начала операции, а затем их стоимость высчитывается из гонорара.
Работодатели обычно всячески обманывают рядовых пиратов и дают им займы по 100% ставке. Так, например, если пирату нужен десятиминутный разговор по телефону, это обойдется ему в 10 долларов. Но если он попросит его в кредит, то затем ему придется выложить двойную сумму... Кроме того, предусмотрена жесткая система штрафов. За плохое обращение с экипажем пират потеряет 5 000 долларов, и еще 5 000 за сон на посту.
«Эта система является одной из причин того, почему многим пиратам сложно выйти из дела после первой операции. У них накапливается столько долгов, что после выплат почти не остается денег на руках».
Как следует из отчета, за период с апреля 2005 года по декабрь 2012 года пираты захватили в заложники в общей сложности экипажи 179 кораблей и получили от 339 до 413 миллионов долларов выкупа.