Перед тем, как выйти из дома, дама пересчитывает монеты: в общей сложности 55 конвертируемых сентаво. Здесь это эквивалент зарплаты за один день и сумма, которая в кармане женщины почти теряется. Уже сейчас она точно знает, что купит на эти деньги... то же самое, что и всегда. Два кубика куриного бульона и одно мыло. Восемь часов работы — и денег едва хватает, чтобы немного придать вкус рису и слегка улучшить внешний вид. Женщина относится к той части Кубы, которая все еще считает все цены в национальной валюте — кубинском песо. К той части страны, которой семья не отправляет деньги из-за границы, у которой нет никаких привилегий, никакого частного бизнеса и даже подработок.
Перед тем, как отправиться в магазин за этим двумя кубиками Мaggi, женщина останавливается перед снэк-баром — посмотреть на посетителей, распивающих пиво. Банка освежающего напитка здесь стоит столько же, сколько составляет за два дня. Тем не менее, бар полон, он забит парами и компаниями мужчин, громко разговаривающими за едой и пивом. Это как раз другая Куба, у которой есть деньги от семьи за границей, есть фирмы или другие дополнительные источники дохода. Пропасть между этими двумя мирами огромна, различия так велики, что кажется, что эти две группы граждан почти не пересекаются. У каждой — свои собственные страхи и свои мечты.
Когда несколько недель назад объявили об идее убрать систему двух валют, обе Кубы, встречающиеся на острове, реагировали по-разному. Куба, живущая исключительно на убогие зарплаты, почувствовала, что однозначно начинает приближаться конец несправедливости. Это те люди, которые даже на день рождения не могут себе позволить сделать фотографию, заплатить за такси и даже просто подумать о том, чтобы куда-то поехать. Им процесс объединения валют может принести только надежду, потому что хуже быть просто не может. Другая страна, живущая на конвертируемые песо, восприняла новость очень настороженно. Как изменится курс по отношению к доллару и евро? Как сильно снизится покупательская способность тех, кто сегодня живет не по средствам? Их рассуждения - чисто практические.
В обществе, где социальная пропасть чем дальше, тем непреодолимее, где экономическое неравенство растет, никакие меры не смогут помочь всем. Никакие послабления не улучшат жизнь абсолютно всех. 20 лет валютной шизофрении создали здесь два полушария, два разных мира. Увидим, сможет ли простая замена банкнот сблизить эти две страны, составляющие действительность Кубы. И сможет ли эта дама, которая пока живет только на рисе, приправленном кубиком бульона, однажды занять место в баре и заказать себе пиво.
Йоани Санчес — кубинский блогер. Ее твиттер — один из самых популярных в латинской Америке. Она получила ряд наград в области журналистики и защиты прав человека.