Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Последнему еврею Афганистана грозит разорение, так как кебабы больше не продаются

© REUTERS / Omar SobhaniЗебулон Симинтов
Зебулон Симинтов
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Мало что известно о происхождении афганских евреев, которые, как считают некоторые специалисты, жили здесь еще более 2 000 лет назад. На рубеже 20-го столетия еврейская община состояла из нескольких тысяч человек, которые жили в разных городах и имели мало контактов с проживавшими за пределами страны соплеменниками. Позднее многие из них покинули Афганистан, и большая часть из них направилась в образовавшееся тогда государство Израиль.

Кабул — Зебулон Симинтов (Zabulon Simintov) всегда снимает ермолку, которую носят еврейские мужчины, перед тем, как войти в свой ресторан, расположенный в обветшалом строении, в котором также находится последняя в Афганистане синагога.

«Позвольте мне снять мой головной убор, а то люди подумают обо мне что-нибудь плохое», — весело сказал Симинтов, спускаясь по грязной лестнице в расположенный на первом этаже ресторан.

Симинтову - за 50, и он, насколько известно, является последним евреем, оставшимся в стране. Он превратился в своего рода знаменитость за последние годы, а его соперничество с предпоследним остававшимся в стране евреем, умершим в 2005 году, стала даже темой для театральной постановки.

Памятуя об исключительно консервативной мусульманской культуре Афганистана, Симинтов пытается себя не рекламировать, чтобы иметь возможность защитить Balkh Bastan («Древний Балх») — кебабную, которую он открыл четыре года назад, назвав его в честь одной из северных провинций Афганистана.

«Всю еду здесь готовят мусульмане», — подчеркнул он.

В настоящее время этому чистому и светлому ресторану угрожает закрытие, так как кебабы не очень хорошо продаются — в основном из-за ухудшающейся ситуации в области безопасности: люди боятся ходить в кафе и рестораны или посещать город.

Симинтов раньше полагался на заказы из отелей, но даже они закончились, так как иностранные войска стали выводиться из Афганистана, и в результате еще больше ослабляется безопасность и сокращаются инвестиции.

Читайте также: Евреи в исламских странах - конец истории

«Гостиницы раньше заказывали еду на 400 или на 500 человек. Работали четыре или даже пять печей с полудня до вечера, — рассказал он. — Я планирую закрыть мой ресторан в марте следующего года и буду сдавать это помещение в аренду».

Зебулон Симинтов


Во время обеда занятым оказался всего один стол, и пара посетителей заказали нежное мясо на длинных вертелах, а также другие афганские блюда. Никто из них, кажется, не знал ничего о Симинтове, и они сказали, что пришли сюда только потому, что закрылось находящееся рядом кафе, в котором готовили специальное блюдо из афганской лапши.

Мало что известно о происхождении афганских евреев, которые, как считают некоторые специалисты, жили здесь еще более 2000 лет назад. Недавно обнаруженный на севере страны тайник с манускриптами 11-го века впервые предоставил возможность изучить поэтические произведения, коммерческие записи и юридические соглашения того времени.

На рубеже 20-го столетия еврейская община состояла из нескольких тысяч человек, которые жили в разных городах и имели мало контактов с проживавшими за пределами страны соплеменниками. Позднее многие из них покинули Афганистан, и большая часть из них направилась в образовавшееся тогда государство Израиль.

Жена и дочь Симинтова также уехали в Израиль, однако он решил остаться со своими афганскими «братьями».

Пыльный и обветшалый

Будучи уроженцем расположенного на западной границе города Герата, колыбели еврейской культуры в Афганистане, Симинтов демонстрирует потрепанные плакаты и молитвенные книги, проводя посетителей по пришедшей в упадок синагоге.

Также по теме: Почему евреи не могут примирится даже у Стены плача

Он вытащил из пыльного шкафа сделанный из бараньего рога шофар, используемый во время еврейского Нового года и праздника Йом-Кипур, Дня Искупления — и попытался сдуть с него пыль, не добившись при этом особого результата. Симинтов также ухаживает за расположенным в соседнем заброшенном дворе небольшим кладбищем, отмеченным всего лишь несколькими разбитыми камнями.

Другие религии пострадали еще больше, чем иудаизм

В стране не осталось афганских христиан, по крайней мере, никто открыто о своей вере не говорит, а единственная постоянно действующая церковь расположена на территории итальянского посольства. Есть небольшое количество индуистов, но оно быстро сокращается.

Собственные неудачи Симинтова связаны с возрастающими рисками ведения бизнеса.

Более 12 лет прошло с того момента, когда в результате руководимого Соединенными Штатами военного вторжения было отстранено от власти радикальное движение Талибан, представители которого правили страной с течение пяти лет, однако страх перед бомбами, обстрелами и преступлениями продолжает оставаться частью повседневной жизни.

Симинтов сказал, что его ресторан потерял 45 тысяч долларов, и, кроме того, все накопленные отцом ценные вещи были украдены еще до того, как власть Талибана была свергнута в 2001 году. Он надеется на то, что, сдавая в аренду свой ресторан, он сможет получить достаточно денег для ремонта синагоги.

Большая часть побеленного внутреннего помещения синагоги, включая полы и стены, покрыты черной патиной. Сама синагога сохранилась во время правления Талибана, однако все ее убранство было разграблено.

Какой бы ни была решимость Симинтова относительно исповедования своей религии, он испытывает раздражение и даже негодование по поводу своих злоключений, а также в связи с неспособностью руководимых Соединенными Штатами сил НАТО создать условия для мира и безопасности без угроз со стороны Талибана.

«Лучше увидеть собаку, чем американца, — сказал он. — Если ситуация в стране станет хуже, я сбегу отсюда».