Когда на девятый день проевропейского протеста его сторонники вновь вышли на центральную площадь Киева, ставшую в 2004 году эпицентром оранжевой революции, их волновал все тот же вопрос: могут ли их демонстрации изменить политический ландшафт, или же они станут всего лишь мощным, но при этом кратковременным выражением ярости?
В пятницу было еще слишком рано говорить об этом. Однако напряжение в городе начало стремительно возрастать в связи с тем, что президент Виктор Янукович отказался подписывать соглашение об интеграции с Евросоюзом на саммите в Литве.
В центре города также появились коренастые молодые люди, некоторые из которых были вооружены стальными прутьями и которые предположительно отстаивали интересы правительства. По словам очевидцев, эти молодые люди избили двоих журналистов, а затем затеяли драку с представителями антиправительственного движения.
Эти демонстрации коренным образом отличаются от волнений 2004 года, когда в центре города собралось около миллиона человек. На этот раз наиболее многочисленная демонстрация, которая прошла в прошлое воскресенье, насчитывала всего 100 тысяч человек.
В отличие от хорошо спланированных протестов 2004 года, причиной которых стала фальсификация итогов выборов, в результате чего победа сначала досталась г-ну Януковичу, нынешние протесты в основном стали спонтанной реакцией, спровоцированной социальными сетями, к которой украинская политическая оппозиция оказалась совершено неготовой.
«Многие люди вышли на площадь с большими надеждами, но пока неясно, что делать дальше, — говорит Галина Олийнюк, 50-летняя сотрудница одного из киевских музеев. — Чувствуется острая нехватка лидеров и организации. Политиков вытеснили местные активисты и студенты, но, с моей точки зрения, теперь им нужно повести людей вперед».
После завершения саммита в Вильнюсе лидеры европейских стран в весьма откровенных формулировках упрекнули Россию в давлении на г-на Януковича.
«Действия России в отношении государств Восточного партнерства несовместимы с тем, как международные отношения должны функционировать на нашем континенте в 21 веке», — заявил президент Европейского совета Херман ван Ромпей (Herman Van Rompuy), добавив, что действия Москвы нарушают условия международных договоров, которые дают суверенным государствам право «по своему усмотрению определять свои отношения» с другими странами.
Между тем, г-н Янукович утверждает, что Брюссель не смог совершить «решительных шагов» для принятия «программы финансово-экономической помощи», которая дала бы Киеву возможность справиться с острой нехваткой наличных средств и с возможными торговыми репрессалиями со стороны России.
В Киеве успеху протестов мешает то, что украинская политическая оппозиция до сих пор остается раздробленной, а также то, что в ее рядах нет никого, кто обладал бы популярностью Виктора Ющенко и харизмой Юлии Тимошенко — лидеров оранжевой революции.
Г-н Ющенко, который стал президентом в результате оранжевой революции, перестал быть значимой политической фигурой, поскольку в период своего президентства он не смог выполнить обещаний, данных им протестующим. Г-жа Тимошенко, которая проиграла г-ну Януковичу на президентских выборах 2010 года, в 2011 году оказалась в тюрьме по обвинениям в злоупотреблении должностными полномочиями, которые многие украинцы и граждане стран Евросоюза считают политически мотивированными.
Некоторые эксперты опасаются, что правительство г-на Януковича, возможно, в гораздо большей степени готово к подавлению массовых протестов, чем администрация бывшего президента Леонида Кучмы в 2004 году. Сторонники президента всячески привлекали людей на проправительственные демонстрации, в том числе на демонстрацию, которая прошла в пятницу и многие участники которой откровенно признавались в том, что за участие в ней им заплатили.
Между тем, в пятницу участники антиправительственных протестов не могли решить, куда им двигаться дальше. Люди, собиравшиеся в подземных переходах, кафе или вокруг бочек для нефти, используемых ими для того, чтобы согреться в холодную и слякотную погоду, пели украинские народные и патриотические песни, чтобы хоть как-то поднять настроение.
«Есть две точки зрения, — утверждает один из организаторов протеста, пожелавший остаться неизвестным. — Либо нам стоит пока разойтись, чтобы позже вновь собраться на более многочисленные демонстрации, либо мы должны следовать радикальному сценарию — оставаться на улицах, продолжать давить на г-на Януковича, призывать к досрочным президентским и парламентским выборам, блокировать входы в правительственные здания или — чисто теоретически — даже свергнуть режим… Если у нас будет по крайней мере 300 тысяч человек, мы, как некоторые полагают, сможем этого осуществить».
Решение студентов вузов объявить забастовку на этой неделе укрепило надежды оппозиции на то, что им удастся собрать больше людей.
Сейчас постепенно появляются признаки того, что недовольство политикой г-на Януковича объединяет прежних соперников. В пятницу чемпион мира по боксу Виталий Кличко, который теперь является популярным украинским политиком, и лидер партии г-жи Тимошенко Арсений Яценюк встретились с другими оппозиционерами на конференции в Вильнюсе, в ходе которой было объявлено, что они решили объединиться.
Тем не менее, ключевые представители оппозиции заявили, что их главная задача заключается в том, чтобы заставить г-на Януковича уйти из власти не путем уличных демонстраций, а путем честных выборов, которые должны состояться весной 2015 года.
Валентин Штрассер, 50-летний программист, принимающий участие в протестах, считает, что украинской молодежи требуется время для того чтобы организовать себя перед президентскими выборами.
«Наш президент — бандит, поэтому очевидно, что его правящий режим не уйдет из власти демократическим путем, — сказал он. — Нам нужна революция, чтобы свергнуть этот режим».