Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Почему папская критика капитализма раздражает либералов

В обнародованном 26 ноября в Риме апостольском обращении Evangelii Gaudium папа Франциск выступил с резкой критикой капитализма и экономического либерализма.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Папа прочертил новый курс для того, что историки и теологи называют «общественной доктриной» Католической церкви. Традиционно она всегда стремилась найти третий путь между капитализмом и социализмом, но папа Франциск перешел к критике системы, которая «отрицает первостепенную важность человека». Дело дошло до того, что некоторые американские сайты уже называют его «папой-социалистом».

Подтверждением смены приоритета церкви служит тот факт, что однополым бракам уделено всего несколько строчек, тогда как тяжелая ситуация в мировой экономике и ее последствия очень грамотно и подробно расписаны на нескольких страницах.

В прошлом папы уже не раз указывали своим современникам и политическим лидерам на экономический дисбаланс и социальное неравенство, однако новый глава Ватикана, который прибыл из Латинской Америки, где чудовищная бедность соседствует с невероятным богатством, недвусмысленно выбрал свой лагерь.

Он прочертил новый курс для того, что историки и теологи называют «общественной доктриной» Католической церкви. Традиционно она всегда стремилась найти некий третий путь между капитализмом и социализмом, однако из-под пера папы Франциска совершенно четко перешла к критике системы, которая «отрицает первостепенную важность человека». Дело дошло до того, что Rue 89 и некоторые американские сайты уже называют его «папой-социалистом».

Начинает он с рассмотрения общей ситуации, а затем переходит к международным финансам. Либеральная экономика — это «изоляционная экономика», «экономика, которая убивает». Призвав в свидетели СМИ, он рассказывает о своем возмущении тем, что «о замерзшем на улице бездомном старике никто не говорит в новостях, в отличие от падения биржевых показателей на пару пунктов. Так и выглядит изоляция».

Огромные массы населения «оказываются в изоляции из-за конкурентной борьбы и закона джунглей, когда сильный поедает слабого». Виноват в этом не закон рынка сам по себе, а его гегемония.

«Безликая экономика»

Аргентинский понтифик уверен, что мировая экономика сбилась с пути. Она пошла дальше классических механизмов эксплуатации и угнетения. Она создала «культуру отходов»: «человек — это обычный товар, который можно использовать, а затем попросту выбросить». Трудящихся не просто «эксплуатируют», заталкивают на «дно и периферию существования», а опускают до состояния «отходов». Они становятся никому ненужными «остатками».

Хорхе Марио Бергольо не призывает к свержению экономического строя или какой-то революции: такого слова он в принципе не использует. Он не пытается посягнуть на регуляционную роль государства. Он не рассуждает о направлении истории и не верит в марксизм. В то же время он критикует подчинение деньгам, абсолютное господство рынка над людьми, верховенство и извращенность мировых финансов. Вот, что он пишет:

«Нынешний финансовый кризис заставил всех нас позабыть о том, что он по своей сути является глубоким антропологическим кризисом: отрицанием примата человека! Мы создали себе новых кумиров. Древнее поклонение золотому тельцу сегодня получило новое и ужасное воплощение в культе денег и диктатуре безликой экономики. Охвативший финансы и экономику мировой кризис проливает свет на отсутствие равновесия и прежде всего острейший недостаток антропологической направленности, который сводит человека к удовлетворению его потребностей: потребление. (...) Скажем "нет" деньгам, которые управляют вместо того, чтобы служить».

Неприятие денег и прибыли

Резкость этих заявлений папы-иезуита вызывает удивление и отнюдь не однозначную реакцию. Некоторые комментаторы во Франции и Америке ставят под сомнение его компетентность в экономике. Они призывают на помощь либерализм и расписывают добродетели рынка и прибыли. Так, называющий себя верующим католиком сотрудник американского экономического журнала Forbes пишет, что папа не понимает ход развития мира:

«С распространением либерализма и глобализации неравенство идет на спад, а бедность последние 30 лет сокращается самыми быстрыми темпами за всю историю человечества. Миллиарды людей освободились от причудливых требований коллективизма и смогли присоединиться к лучшей из когда-либо созданных машин по производству богатств, почувствовали свободный рынок».

Однако такую точку зрения разделяют далеко не все. Близкий к католическим прогрессистским кругам National Catholic Reporter отмечает, что папа Франциск — не экономист, а «пастор». А его задача — предупредить мир об «опасности экономических систем, которые не смогли добиться всеобщего блага и сделали людей рабами, потому что не оставили места для Бога».

Точно так же, британская левая газета The Guardian пишет, что «папа Франциск удивительно точно подчеркнул важнейший момент, рост неравенства в доходах, которое стало серьезнейшей экономической проблемой нашего времени. (...) Нам пора изменить наш подход к капитализму. Речь не идет о том, чтобы избавиться от капитализма или ненавидеть деньги и прибыль. Нет, нам нужно искать нравственный способ заработать и отказаться от мысли, что прибыль невозможна без эксплуатации».

Более века тому назад в 1891 году папа Лев XIII выпустил первую общественную энциклику Rerum Novarum, которая тогда породила настоящий скандал. Впервые в истории высший церковный иерарх посетовал о сосредоточении в руках крошечного меньшинства всех прибылей от промышленности и торговли. Он выступил с критикой «маленького мирка богатых и влиятельных, который навешивает ярмо на шею бесконечного множества пролетариев».

По пути Льва XIII

Папа отказался от патерналистской риторики, которая называла благотворительность и милостыню лекарством от всех бед, неравенство — законом природы, а пропасть между богатыми и бедными — роковой неизбежностью. Этот документ, который впоследствии лег в основу общественной доктрины церкви, как громом поразил капиталистические круги и всех благонамеренных граждан той эпохи.

Все его преемники так или иначе шли по этому пути, стремились к компромиссу между капиталом и трудом, пробудили поколения общественных, политических и профсоюзных деятелей. Хотя Католической церкви долгое время приписывали самые что ни на есть консервативные экономические интересы и подозревали в стремлении любыми средствами отстоять свою нравственную и общественную власть, он взяла другой курс, поставила на первый план уважение ко всеобщему благу и основополагающим правам каждого человека.

Папа Франциск идет еще дальше. Он критикует бесчеловечность капиталистической модели, а не рассуждает о преимуществах прибыли и свободы предпринимательства, которые отмечали все его предшественники. Его, конечно, можно упрекнуть в том, что он не предлагает никакой альтернативной модели. Но пока (это всего лишь первый этап) он отвергает эксцессы либеральной системы и провоцирует финансовых и властных экспертов со всего мира.