Голоса возмущения в адрес последнего решения Верховного Суда Индии, который вновь ввел уголовную ответственность за гомосексуализм, звучат и в индийских СМИ, и даже в ООН.
В 1860 году британцы, владевшие тогда Индией, приняли Уголовный Кодекс Индии, статья 377 которого определяет анальный секс по согласию «противоестественным преступлением» и предусматривает наказание эквивалентное такому преступлению, как изнасилование в соответствии со статьёй 376: пожизненно или 10 лет, плюс штраф.
В июле 2009 года Высокий суд Дели отменил эту статью, указав, что она нарушает права человека на равенство.
Верховный суд создал своим решением воистину кучу проблем. Хотя большинство усмотрело в этом решении шаг назад, правые считают его правильным шагом и теперь требуют принять более строгие законы, запрещающие всё, что против «естественного порядка вещей», отметила The Indian Express (15.12).
«Поступая так, Верховный суд, несомненно, обладал политическим выбором. Если это законно для Суда, чтобы сделать такой выбор, то еще больше законных оснований у граждан, чтобы спросить: кто будет судить наших судей? Пора Верховному суду пожинать то, что он посеял», утверждал один из авторов газеты The Hindu (16.12).
Социологи и социальные реформаторы признают, что на нынешнем этапе развития Индия живет одновременно в нескольких разных столетиях, отметила The Asian Age (15.12). Но основная часть городского среднего класса живет современной жизнью в соответствии с общепризнанными убеждениями, делая исключения в таких областях жизненного уклада, как брак и за кого выйти замуж. Все больше и больше молодых людей избавляются от этих ограничений, порождая проблемы для их семей и для общества в целом. Часть социальных проблем в стране сегодня объясняется столкновением этих культур.
Изменение общественных нравов – это длительный процесс, который потребует последовательной работы социальных работников и других, отмечает издание, не указывая, однако, кто именно эти «другие».
Эта газета, впрочем, не только она, утверждает, что поддержка гомосексуализма отвечает «современным взглядам», а противодействие ему связывает с «устаревшими патерналистскими убеждениями». Судя по этим выводам в увязке с обсуждением решения Верховного суда можно предположить, что городская молодежь Индии в скором времени предпочтет однополую любовь традиционным семейным отношениям.
У главной оппозиционной парламентской партии – «Бхаратия джаната партии» или БДП, на которую рассчитывают противники вердикта Верховного суда, – большинство избирателей является социальными консерваторами, отмечает The Asian Age (15.12). И они приветствовали решение Верховного суда о восстановлении старого колониального закона и возложении ответственности на парламент за внесение изменений в этот закон.
Газета подчеркивает тот факт, что большинство парламентариев выступают против прав гомосексуалистов либо по религиозным соображениям, либо из-за социальных убеждений. Поэтому нет смысла взывать к истории «Кама сутры», известного индуистского путеводителя по сексу – влияние многочисленных наслоений общественных движений прошедших десятилетий и столетий возвеличили иные добродетели. И БДП, скорее всего, уже превозносила бы решение Верховного суда, но – надвигаются следующие всеобщие выборы…
Акцент на выборах отнюдь не случаен. Когда президент США Барак Обама в 2010 году подписал закон, позволяющий гомосексуалистам служить в вооруженных силах США, он выступил как либерал и реалист. Он продемонстрировал силу здравого смысла, указала The Times of India (13.12). ЛГБТ-избиратели, в конце концов, могли легко определить, стоит ли ему возвращаться в Белый Дом на второй срок. Приблизительные оценки гомосексуального населения в США варьируются в диапазоне от 5% до 20% . Обама победил в 2012 году с преимуществом в 3,6%. Можно с уверенностью сказать, что в случае вражды к нему со стороны ЛГБТ-сообщества ему было бы гораздо труднее вернуться к власти.
С электоральной точки зрения расположения ЛГБТ-сообщества стоит добиваться любой социально-либеральной политической партии, учитывая, что приблизительно 7-13% взрослого населения в Индии являются геями, отметила эта влиятельная газета.
Газета The Tribune (13.12) привела несколько иные цифры – 3-5%, но весьма резко назвала постановление Верховного суда «регрессивным».
Примечательно, что протестуют против решения Верховного суда в основном журналисты либеральных взглядов, политики и защитники прав меньшинств. Многие из них обязательно соотносят свободу гомосексуальных связей с прогрессом… Создается впечатление, что традиционные сексуальные отношения скоро и в Индии будут считать чем-то неприличным.
Простые люди имеют иные точки зрения. «Почему мы должны подражать американской и европейской материалистической культуре за счет нашего общественного устройства, которое развивалось веками? Мы должны поддерживать наши обычаи, традиции и культуру, мы должны установить стандарты общественного поведения, ценностей и кодекс нравственности, которые соответствуют культуре и реалиям Востока. И пусть это станет примером для подражания остальному миру», считает один из авторов писем, опубликованных газетой The Statesman (16.12).
По мнению автора другого письма, опубликованного в The Times of India (12.12), «перед правительством нет насущных вопросов. Нет бедности, нет инфляции, нет проблемы безработицы. Нет мошенничества, нет грабежей. Все проблемы решены. Даже не осталось тем для дискуссий на зимней сессии парламента. Таким образом, правительство может беззаветно сосредоточиться на этом вопросе. Остальные тягостные проблемы остаются простым людям, поэтому им не нужно придавать значение».
Да, автор путает правительство, т.е. исполнительную власть, с судом и парламентом, но простые люди имеют право не разбираться в функциях ветвей власти, их беспокоят отнюдь не дискуссии о правах геев, но заботы о хлебе насущном.
Здравых, взвешенных публикаций в печати не так много. Очевидно, что ни один из возмущенных не прочел постановление суда, которое занимает около 100 страниц, отметила деловая Business Standard (16.12). Постановление не устанавливает уголовную ответственность за гомосексуализм и не направлено против гомосексуалистов; то, о чем в нём идет речь, касается статьи 377 Уголовного кодекса Индии, из-за которого и поднялся психоз страха среди гей-групп.
«Статья 377 УКИ не адресована ни одному из сословий или группе людей, поэтому вывод Высокого суда Дели о том, что она нарушает Статью 14 Конституции, поскольку нацелена на конкретное сообщество, известное как гомосексуалисты или геи, не имеет никаких оснований» гласит постановление.
Хотя неправильное истолкование статьи 377 может привести к преследованию гей-пар, эта статья является единственным механизмом защиты жертв содомии и иных действий против желания человека. В этой связи о правах таких жертв следует беспокоиться не меньше, чем о правах гомосексуалистов. К сожалению, эти жертвы не имеют большого веса в обществе по сравнению с гомосексуалистами, которые, как суд ясно обозначил, даже не являются объектом статьи 377.
Решение Верховного суда может заставить замолчать любой суд общей юрисдикции, пожелавший наказать гей-пару, – приводит Business Standard слова адвоката Х.П. Шармы, который высказался в пользу существования статьи 377. Он добавил, что закон всегда использовался только в случае жалобы одного из пары геев.