Консолидация Латинской Америки на протяжении XIX века и начала XX века происходила на основе шести принципов: суверенное равенство всех государств, невмешательство во внутренние дела других стран, территориальная целостность, право народов на самоопределение, мирное урегулирование споров и уважение международного права.
В последующем, начиная с 1899 года, в ходе заседаний Панамериканских конференций важнейшие принципы, объединяющие страны Латинской Америки получили свое дальнейшее развитие. В частности, удалось убедить США проводить политику «доброго соседа», что привело к расширению сотрудничества и взаимопонимания в западном полушарии.
Следующим шагом на пути демократизации латиноамериканского региона стало создание на базе Панамериканского союза существовавшего с 1889 года Организации американских государств (ОАГ) и принятие Американской декларации прав и обязанностей человека на 9-й Межамериканской конференции в Боготе (Колумбия) в 1948 году.
Таким образом, Латинская Америка присоединялась к мировым основополагающим демократическим принципам и заняла достойное место в рамках складывающегося нового международного порядка после Второй мировой войны.
Начиная с этого исторического момента, ОАГ стала служить примером для других стран, демонстрируя им преимущества, а именно, возможность мирного существование стран на огромном географическом пространстве западного полушария, уважение демократических принципов и свобод человека.
Выступая на заседании Организации американских государств, 18 ноября 2013 года, Государственный секретарь США Джон Керри заявил, что доктрина Монро является ныне несуществующей. (Знаменитая доктрина была объявлена президентом США Джеймсом Монро 2 декабря 1823 года в контексте войн за независимость бывших испанских и португальских колоний в Центральной и Южной Америке. Доктрина Монро утверждает интересы Соединенных Штатов в странах региона, заменив европейские страны, как доминирующие державы — прим. пер.)
Такое заявление является подтверждением важной роли, которую играет ОАГ в деле объединения континента, признание Аргентины, предложившей странам включить в повестку работы международной организации такие важные вопросы как защита окружающей среды, продовольственная и энергетическая безопасность, экономическая интеграция.
Многие наблюдатели отмечают, что отказ от доктрины Монро обусловлен стремлением Белого дома изменить устоявшееся представление о Латинской Америке как о «задворках США» в связи с кризисами в Ливии, Иране, Сирии и Украине.
В Аргентине рассматривают заявление Джона Керри, как факт признания важности исторических аргентинских предложений, которые надо воплотить в жизнь для развития как двусторонних, так и многосторонних отношений.
На этом стоит остановиться поподробнее.
Когда из уст Керри звучат призывы к единству Западного полушария, то они воспринимаются как продолжение идей построения «общего дома», высказанные в прошлом таким видными политическими деятелями, как президентом Аргентины Артуро Фрондиси, бразильским президентом Жуселину Кубичек ди Оливейра и президентом США Джоном Кеннеди.
В свое время министр иностранных дел Аргентины Мигель Анхель Савала (1963–1966 годы) выступил с предложением принять в ОАГ англоязычные страны Карибского бассейна и Канаду. Таким образом, он предлагал, построить «общий дом» от севера до юга Западного полушария.
Если вы посмотрите на географическую карту, то поймете причины, побудившие политических деятелей выступать с такой инициативой.
Аргентина занимает юго-восточную часть Южной Америки и равноудалена от стран Северной Америки, Европы и Азии. Поэтому ей невыгодна разобщенность стран Латинской Америки.
Искусственное разделение государств по Панамскому каналу на Юг и Север, забывая про существование на континенте стран Центральной Америке и Карибского бассейна никак не оправданно. Культурное и историческое наследие этих стран в Аргентине весьма значительное.
Мнение о том, что страны Латинской Америки могут процветать в изоляции от Мексики, США и Канады ошибочно. Поэтому не случайно стремление многих латиноамериканских стран с открытой экономикой развивать двусторонние отношения с Соединенными Штатами.
Предложение госсекретаря США Керри о выработке единой континентальной повестки справедливо, ведь речь идет о сотрудничестве в сфере безопасности, а также по таким чувствительным вопросам как нераспространение ядерного и химического оружия. Позиция Аргентины по этим проблемам хорошо известна и пользуется поддержкой мирового сообщества.
Что-то похожее происходит и по вопросу превращения Америки в новый мировой энергетический центр, в частности, когда речь идет о добыче природного газа. Аргентина и США являются ведущими мировыми производителями «голубого топлива».
И последнее — вопросы, относящиеся к проблеме институциональной демократии и роли Межамериканской комиссии по правам человека (МКПЧ).
Здесь нет единого подхода, порой случаются серьезные разногласия, поэтому так важно не растерять того положительного опыта, который был достигнут за последние годы в этой области.
Межамериканская комиссия по правам человека, ссылаясь на принципы, изложенные в «Декларации Сантьяго де Чили » от 1959 года заявила, что «безграничное нахождение у власти политиков не совместимы с соблюдением принципов демократии». Таким образом, комиссия дает понять некоторым авторитарным лидерам Союза южноамериканских наций (Unasur) о недопустимости изменения конституции страны с целью переизбрания на высший государственный пост неограниченное число раз.
Это наиболее чувствительный вопрос, который постоянно подвергается критике со стороны демократической общественности. Пассивность Аргентины по этой проблеме вызывает удивление, тем более что она всегда выступала за выработку такого механизма, который бы давал гарантии незыблемости конституционного строя, и служила примером для остальных.
В международных отношениях всегда есть «ниши», которые позволяют проводить эффективную внешнюю политику.
В речи Джона Керри, которую он произнес на заседании ОАГ, в присутствии помощника госсекретаря США по делам Западного полушария Роберта Джекобсона, содержится широкий спектр возможностей, которые дипломатия могла бы использовать в своей работе.
Так уж устроено, что внешняя политика строится сверху вниз, а не наоборот.
Восстановление добрососедских отношений с США должно происходить на взаимной основе с соблюдением интересов каждой из сторон. Аргентина выступает важным игроком на мировой арене в таких сферах как безопасность, что позволяет ей строить долгосрочные торговые, экономические и финансовые отношения с США и странами Евросоюза.
Для того, что делать хороший бизнес, прежде всего, необходимо научиться проводить правильную и благоразумную внешнюю политику.