К Рождеству вышел в свет испанский перевод книги Кейта Лова (Keith Lowe) «Дикий континент» (Savage Continent), о которой мне несколько месяцев тому назад с таким увлечением рассказывал Льюис Бассетс (Lluís Bassets). Книга пользовалась огромным успехом в Великобритании и получила премию имени Хесселя Тильтмана (Hesell-Tiltman History Prize).
В самом деле книга не обманула читательских ожиданий, обладая особой актуальностью в наши неспокойные дни, когда Европу лихорадит от всякого рода потрясений, и многие опять начинают мыслить исключительно стереотипами, как будто у нашего континента не было собственной истории. Однако, к сожалению, у Европы есть своя история, и она достаточно жестока. Мы знаем о ней много, особенно о двух мировых войнах. Вышеупомянутая книга обладает одним особым достоинством, поскольку в ней рассказывается о том, что произошло после войны.
В исторических книгах говорится о том, что для европейцев Вторая мировая война закончилась 8 мая 1945 года вместе с капитуляцией Германии (для США она закончилась 2 сентября, когда капитулировала Япония). Фотографии тех лет рассказывают о радости освобождения, наступлении мира и о конце ужасов концлагерей, рабского труда, оккупации и разграбления десятков стран. Фото и документальные кинофильмы тех лет показывают, как население встречает своих освободителей с цветами, радостно обнимая их.
Читая прекрасно написанную книгу Кейта Лова, в которой приводятся ссылки на множество исторических документов, у нас буквально перехватывает дыхание, мы узнаем о суровых событиях, последовавших после окончания боевых действий. И речь идет не только о тяжелом экономическом положении израненного континента, особенно восточной его части, где гитлеровцы проводили политику выжженной земли, систематически разрушая всю хозяйственную инфраструктуру, но и о моральном опустошении: о преследовании коллаборационистов, об издевательствах над женщинами, «спутавшимися» с оккупантами, об изнасилованиях в качестве мести, об ужасных условиях содержания военнопленных, массовых депортациях гражданского населения, вынужденного совершать многокилометровые пешие переходы в тяжелейших условиях.
Этот ужас чувствуется в каждой главе, посвященной отдельной теме — от освобождения узников концлагерей и актов мести, которые там же происходили, до гражданской войны в Греции, государственного переворота в Румынии и последовавших затем гражданских войн. Особенно трагично звучит глава, посвященная Югославии, где сплелись в одно целое война за освобождение от немецкого ига, межнациональные конфликты и приход коммунистов к власти, что привело к немыслимой жестокости и зверствам. Согласно оценкам, в течение нескольких недель после капитуляции Германии были казнены от 50 до 60 тысяч коллаборационистов.
Читайте также: Некоторые встречали Красную армию с распростертыми объятьями
Но наиболее глубокий след, с моей точки зрения, оставляет описание автором жестоких чисток по национальному признаку, проводившихся в Польше и на Украине, в результате которых из Польши были изгнаны миллионы немцев и украинцев, а из Украины — поляков. Из Словакии выдворяли венгров. 11,7 миллионов немцев, вынужденные оставить все свое имущество, были изгнаны из Польши (7 миллионов), Чехословакии (3 миллиона) и других стран. Нелегко складывалась жизнь и для тех немногих оставшихся в живых евреев, пытавшихся вернуться в свои жилища. Многие из них поняли, что Холокост совершенно не искоренил антисемитизм и нелюбовь к ним со стороны окружающих.
Одним словом, хотя чтение книги особой радости и не доставляет, она необходима для того, чтобы напомнить нам, кто мы есть и откуда пришли. Потому что, если мы забудем, откуда пришли, то никогда не узнаем, куда идем (похоже, именно в таком состоянии мы и находимся).
Хосе Игнасио Торребланка преподает политические науки в Национальном университете заочного образования (UNED), возглавляет мадридское представительство Европейского совета по международным отношениям и ведет еженедельную авторскую колонку в газете El País с июня 2008 года. Его последняя книга «Раздробление европейской власти» (La fragmentación del poder europeo, Madrid / Icaria) была опубликована в июле 2011 года.
Комментарии читателей
ECO
Европа своего прошлого не забывает, но при этом и не извлекает из него уроков. Евросоюзом в настоящее время руководят лидеры, которые, проявляя изрядное скудоумие, никак не могут понять, что лучшая форма борьбы с последствиями состоит в устранении их причин. Это ведет к тому, что будущее Европы выглядит весьма призрачным. По моему скромному убеждению, Европа не знает, куда идет. В любой момент малейшая искра может вызвать резкую смену курса.
Полагая, что плохое экономическое положение является основной причиной многих других проблем, хотелось бы порекомендовать книгу, которая очень подходит для начала нового трудового года: «Парадокс глобализации». Ее автор Дэни Родрик (Dani Rodrik) в очень увлекательной форме помогает нам понять, как лжепророки породили ту ситуацию, которую мы имеем сегодня, выступая — преднамеренно или нет — с ложными идеями. Писатель весьма скептично оценивает ту пользу, которую, как утверждают, несет с собой глобализация. Приведу лишь один абзац, который мне кажется не только своевременным, но и вполне верным. Речь в нем идет о сторонниках глобализации: «Гиперглобализация желательна (или неизбежна), поскольку возрождение национальных государств разбудит те силы, которые могут нанести серьезный ущерб мировой экономике. Это ложные предпосылки…». В самом деле, лучше предупредить причины, чем ожидать последствий.
Frydman
Националистические настроения в Европе усиливаются с каждым днем, и это очень печально и тревожно. Те, кто должен был бы нас от этого защищать, не обладают необходимыми знаниями, чтобы остановить этот процесс, не понимают, что происходит, не отдают себе отчета в необходимости принятия срочных мер. Социал-демократы, Олланд и прочие ориентируются исключительно на избирательные кампании, делают вид, что советуются с обществом, а в итоге сотрудничают с националистами. Они и дальше будут действовать в том же духе, полагая, что победить на выборах — это вопрос времени. В конце концов, они станут еще одной второразрядной политической силой. Правые националисты будут сохранять единство на общенациональном уровне, заявляя, что защищают интересы «наших». Для меня, чьи предки испытали на себе все описываемые в этой книге ужасы, это будет самой настоящей трагедией.