Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Пять лучших подводных лодок всех времен

© CC0 / Public DomainАмериканская подводная лодка класса Balao
Американская подводная лодка класса Balao
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Если говорить о списке «пяти величайших» подводных лодок, то он зависит от разных параметров и различных показателей, на основе которых составляются рейтинги. Мы будем применять систему показателей, в которой учитывается стратегическая ценность конкретных классов субмарин, а не только их технические возможности. Исходя из этого, представляем пять лучших подводных лодок всех времен.

В истории было три великих кампании с участием подводных лодок и одна продолжительная дуэль. В первой и второй битвах в Атлантике немецкие подводные лодки выступали против конвоев и самолетов Великобритании и США. Немцы в ходе начальной кампании едва не одержали верх в Первой мировой войне, а во второй нанесли серьезный урон силам союзников. В ходе третьей великой кампании субмарины ВМС США уничтожили практически весь торговый флот Японии, поставив японскую экономику на колени. Американские подводники также нанесли сокрушительный удар по императорскому флоту Японии, потопив несколько крупных боевых кораблей, включая линкоры.

Но больше всего воспоминаний о современной подводной войне осталось, конечно же, от длившейся сорок лет дуэли между подводными лодками СССР и субмаринами различных флотов НАТО. В ходе холодной войны стратегический характер лодок менялся. Из дешевых и эффективных убийц крупных кораблей они сами стали крупными боевыми кораблями. В первую очередь, это относится к «бумерам» — атомным подводным лодкам, несущим на своем борту столько ядерного оружия, что его хватит для уничтожения миллионов людей за считанные минуты.

Если говорить о списке «пяти величайших», то он зависит от разных параметров и различных показателей, на основе которых составляются рейтинги. Мы будем применять систему показателей, в которой учитывается стратегическая ценность конкретных классов субмарин, а не только их технические возможности. При этом нам надо будет ответить на следующие вопросы:

— Стала ли подводная лодка экономически выгодным и рентабельным решением общенациональной стратегической задачи?

— Имела ли подводная лодка серьезные преимущества над своими современницами?

— Был ли проект подводной лодки новаторским?

Исходя из этого, представляем пять лучших подводных лодок всех времен.

U-31

В период с 1912 по 1915 годы было построено 11 лодок класса U-31. Они дважды принимали активное участие в боевых действиях в Первой мировой войне: на начальном этапе, когда велась неограниченная война, и в 1917 году, когда Германия решила пойти ва-банк и нанести мощный удар по Британской империи, поставив ее на колени. Четыре из 11 лодок (U-35, U-39, U-38 и U-34) стали главными убийцами в ходе Первой мировой войны. А если считать водоизмещение потопленных кораблей, то эти лодки вошли в первую пятерку за всю историю использования субмарин (третье место заняла лодка U-48 типа VII). Занимающая первое место U-35 потопила 224 корабля общим водоизмещением свыше полумиллиона тонн.

Немецкая подводная лодка SM U-38


Читайте также: Субмарины-монстры

Лодки U-31 стали эволюционным, а не революционным проектом. Это был новейший образец немецкой техники того времени, но он не очень сильно отличался от ближайших предшественников и тех лодок, что появились сразу вслед за ним. У этих подводных лодок была хорошая дальность хода, орудие на палубе для уничтожения малых судов, и скорость в надводном положении выше, чем в подводном. Такие характеристики позволяли лодкам класса U-31 и им равным наносить ущерб противнику, уходя при этом от более мощных надводных кораблей. Это была надежная и скрытная техника, благодаря которой Германия едва не вынудила Британию выйти из войны. И лишь вступление в войну США в сочетании с разработкой новых тактических способов проводки конвоев королевскими ВМС позволили сдержать наступление субмарин. Три из 11 подводных лодок пережили войну, и их экипажи в итоге сдались союзникам.

Balao

С самого начала Второй мировой войны было ясно, что у подводных лодок имеется большой потенциал для борьбы с Японской империей. Для выживания японской промышленности был нужен выход на природные ресурсы Юго-Восточной Азии. Отрезать Японию от этих ресурсов означало победить в войне. Но до войны подводный флот США был весьма немногочисленным, у него не было проработанной доктрины, а торпеды были низкого качества. Однако построенные во время войны подводные лодки — а это были в основном субмарины класса Gato и Balao — со временем уничтожили практически весь торговый флот Японии.

Класс Balao стал зенитом славы субмарин с обтекаемым корпусом. Война на Тихом океане требовала повышения дальности хода и больших удобств для экипажа по сравнению с действиями в довольно уютной и небольшой Атлантике. Как и их предшественницы из класса Gato, лодки Balao были менее маневренными, чем немецкие субмарины типа VII, но этот недостаток восполнялся прочностью корпуса и качеством конструкции. По сравнению с лодками типа VII, субмарины Balao имели большую дальность хода и скорость, обладали более крупным калибром палубного орудия, у них было больше торпедных аппаратов. Конечно, лодки Balao действовали совсем в других условиях, воюя с противником, который не очень хорошо умел вести противолодочную борьбу. Самой крупной победой для лодок Balao стал потопленный субмариной Archerfish авианосец императорского флота Японии «Синано».

11 из 120 лодок этого класса были потеряны, причем две из них — в результате послевоенных аварий. После войны лодки класса Balao стали поставлять флотам некоторых дружественных стран, где они продолжали служить на протяжении десятков лет. Одна из них, бывшая субмарина ВМС США Tusk, по-прежнему в строю. Она носит название Hai Pao и находится в составе ВМС Тайваня.

Тип XXI


Лодка типа XXI чем-то похожа на самолет Мессершмит Me 262. Она могла стать оружием победы, но появилась слишком поздно, и сыграть сколь-либо значимую роль не успела. Подводные лодки типа XXI стали первыми по-настоящему океанскими субмаринами с обтекаемым корпусом из числа поступивших в массовое производство. В подводном положении они обладали лучшими характеристиками, чем в надводном. В этом проекте отказались от палубного орудия, получив взамен лучшие показатели по скорости и малозаметности. Эта лодка на многие годы стала образцом конструкторской мысли.

Подводные лодки типа XXI в Бергене, Норвегия. В центре - U-2511. 1945 год.


Также по теме: Взлет и падение линкоров


Войска союзников в ходе противолодочной войны стремились искать лодки в надводном положении (обычно так они следовали в район патрулирования), а затем направляли в этот район средства для их уничтожения (включая корабли и самолеты). В 1944 году союзники начали разрабатывать тактику борьбы с немецкими лодками, шедшими на перископной глубине и не нуждавшимися во всплытии. Но они не были готовы сражаться с субмаринами, способными двигаться в подводном положении со скоростью 20 узлов.

По сути дела, тип XXI обладал такими характеристиками малозаметности, которые позволяли ему избегать обнаружения вплоть до нанесения удара по противнику, а затем уходить на высокой скорости. В Германии строилось 118 таких лодок, но из-за различных проблем в промышленности в строй она сумела ввести всего четыре. И ни одна из них не успела потопить вражеский корабль. Войска союзников захватили оставшиеся лодки типа XXI в качестве трофеев, и на их основе создавали собственные проекты, разрабатывая более современную противолодочную технику и тактику борьбы с субмаринами. Так, тип XXI лег в основу советских подводных лодок проекта 613 (класс Whiskey по натовской классификации), а со временем по этому образцу крупную партию субмарин построили китайцы.

George Washington

Мы сегодня как должное воспринимаем самый распространенный компонент сил ядерного сдерживания — атомную подводную лодку, ощетинившуюся ракетами и способную разрушить дюжину городов на другом континенте. Такие подводные лодки являются самой надежной составляющей ядерной триады, поскольку никакой противник не в состоянии уничтожить целый подводный флот до того, как полетят ракеты.

Создание этого компонента сдерживания началось в 1960 году с подводной лодки George Washington. Это увеличенная версия атомных ударных подводных лодок класса Skipjack. В конструкции субмарины George Washington предусмотрено место для 16 баллистических ракет «Поларис». Когда «Поларисы» поступили на вооружение, эта подводная лодка получила возможность наносить удары по целям на удалении до 1600 километров, используя головную часть мощностью 600 килотонн. Со временем лодки получили более современные ракеты «Поларис-3» с тремя боеголовками и с дальностью 4000 километров. Лодки класса George Washington были довольно медленными для ударных субмарин, но исключительно тихими. Ракетоносец George Washington положил начало тактике ядерного сдерживания «уходи и прячься», которую до сих пор используют пять из девяти ядерных держав мира.

Подводная лодка класса USS George Washington (SSBN-598)


До 1967 года лодки George Washington и их сестры были единственными современными «бумерами». Их громыхающие советские аналоги несли на борту лишь по три ракеты, и для производства пуска обычно должны были всплывать на поверхность. Из-за этого снижалась их ценность как компонента сдерживания. Но вскоре практически все ядерные державы скопировали лодки класса George Washington. Первая атомная подводная лодка с баллистическими ракетами класса Yankee вошла в боевой состав флота в 1967 году, первая лодка класса Resolution в 1968-м, а первая французская субмарина Redoutable в 1971-м. За ними со временем последовал Китай, хотя первая по-настоящему современная атомная подводная лодка-ракетоносец была введена в строй в КНР совсем недавно. Ракетоносная атомная субмарина индийских ВМС Arihant войдет в боевой состав в будущем году или чуть позднее.

Читайте также: Пять кораблей - реальное будущее китайских ВМС

Пять лодок класса George Washington выполняли задачи по патрулированию вплоть до 1982 года, когда из-за договора ОСВ-2 их пришлось снять с вооружения. Три из пяти субмарин (включая первую George Washington) оставались в строю в качестве атомных ударных подводных лодок еще несколько лет.

Los Angeles

Эти лодки увековечил в своих книгах «Охота за „Красным Октябрем“» и «Красный шторм поднимается» Том Клэнси. Подводные лодки Los Angeles — это самый большой по численности класс атомных субмарин в истории. Всего было построено 62 лодки этого проекта, а первая вступила в строй в 1976 году. 41 лодка остается в боевом составе ВМС по сей день, составляя костяк подводного флота США.

Подводная лодка типа Los Angeles (или проект 688) — это выдающийся образец оружия холодной войны, способный с одинаковой степенью эффективности вести борьбу с надводными и подводными кораблями. В случае начала войны они должны были проникать в районы расположения советских баз, где российские атомные субмарины с баллистическими ракетами находились под плотной защитой подводных лодок, надводных кораблей и самолетов, а также защищать американские авианосные ударные группы.

Подводная лодка класса Los Angeles USS Greeneville (SSN-772)


В 1991 году две ударные лодки типа Los Angeles произвели первый за всю историю залповый пуск крылатых ракет по наземным целям. Появилось совершенно новое представление о том, как подводные лодки могут влиять на ход и исход войны. Субмарины с крылатыми ракетами издавна участвовали в дуэли между США и СССР в годы холодной войны, но основное внимание тогда уделялось доставке ядерных боеприпасов к цели и ударам по кораблям. Ракеты «Томагавк» морского базирования дали США новое средство борьбы с системами ограничения и воспрещения доступа и маневра. Эта концепция оказалась настолько успешной, что четыре «бумера» класса Ohio переоснастили крылатыми ракетами, а подводная лодка Florida наносила первые удары в ходе интервенции в Ливии.

Последняя подводная лодка класса Los Angeles может быть выведена из состава ВМС в какой-то момент в 2020 годы, хотя посторонние факторы могут задержать этот процесс. К тому времени новые образцы наверняка превзойдут проект 688 по возможностям нанесения ударов против наземных целей, а также ведения противолодочной борьбы. Тем не менее, лодки Los Angeles уже увековечили себя в истории как главное подводное оружие самых сильных в мире ВМС на протяжении пяти десятилетий.

Заключение

К счастью, Соединенные Штаты Америки и Советский Союз не допустили прямого конфликта в годы холодной войны. А это значит, что техника и приемы современной подводной войны никогда не применялись в состоянии гнева. Тем не менее, каждая страна, претендующая на звание серьезной морской державы, строит или покупает современные подводные лодки. Новая война подводных лодок будет очень сильно отличаться от предыдущей, и сейчас трудно спрогнозировать, какой она будет. Но мы можем с уверенностью говорить о том, что эта борьба будет вестись молча.

Следует также с почтением отметить следующие образцы подводных лодок: Ohio, 260O-21, проект 941 «Акула», проект 705 «Лира», Seawolf, Swiftsure, I-201, проект 636 «Варшавянка», лодки типа С, тип VII.

Роберт Фарли (Robert Farley) — адъюнкт-профессор Паттерсоновской школы дипломатии и международной торговли (Patterson School of Diplomacy and International Commerce). В область его интересов входят вопросы национальной безопасности, военной доктрины, и морские дела.