В четверг Бельгия может стать первой страной в мире, где будут сняты все возрастные ограничения на право умереть, поскольку эвтаназия там может быть разрешена для неизлечимо больных детей.
После многомесячных и острых дебатов, в ходе которых проявились острые разногласия, бельгийский парламент, как ожидается, примет закон, распространяющий возможность проведения эвтаназии, разрешенной в стране 12 лет назад, на детей.
Бельгия — это одна из трех стран, легализовавших эвтаназию. Остальные страны — это Люксембург и Нидерланды. Голландцы также дают несовершеннолетним право на смерть, но с 12 лет. Бельгия же станет первой страной, снимающей все возрастные ограничения.
Этот неоднозначный законопроект уже прошел через верхнюю палату сената большинством голосов 3 к 1, а также комитет парламента по юстиции.
Ожидается, что снятие возрастных ограничений поддержат левоцентристы, либералы и «зеленые», а часть правоцентристов в союзе с выступающей против эвтаназии католической церковью проголосует против.
«Речь идет не о принятии решения о смерти или жизни ребенка, — заявил депутат парламента и врач Даниэль Бакелейн (Daniel Baquelaine), выступающий в поддержку нового закона. — Смерть наступает быстро. Поэтому необходимо дать ребенку возможность сказать, что он думает об окончании жизни и о том, как умереть».
Эвтаназия для детей будет обременена жесткими условиями. В законопроекте отмечается, что ребенок должен «быть в безнадежном с точки зрения медицины состоянии, испытывая постоянные и невыносимые страдания, которые невозможно облегчить, и которые в ближайшее время приведут к смерти».
На эвтаназию нужно согласие родителей, но не до конца ясно, что будет, если два родителя разойдутся во мнениях. Кроме того, потребуются рекомендации психиатров и медиков.
Читайте также: Отсутствие разговоров о смерти делает ее еще более одинокой и пугающей
Никаких возрастных ограничений закон не предусматривает, однако там говорится, что ребенок должен продемонстрировать «понимание ситуации и осознавать происходящее в момент поступления предложения об эвтаназии».
Непонятно, исключает ли закон эвтаназию для самых маленьких. Его оппоненты выступают против.
Группа из 160 педиатров, выступающая против предоставления детям права на смерть, заявила: «На практике не существует объективного метода для определения того, обладает ли ребенок способностью осознавать происходящее и делать здравые суждения. На самом деле, это очень субъективная оценка, подверженная разного рода влияниям».
Напряженные дебаты раскололи медицинское, юридическое и политическое сообщество, а католическая церковь проводит всенощные бдения в знак протеста. Специалисты из хосписов и центров паллиативной терапии в целом против новой меры.
Сторонники эвтаназии для детей из числа медиков говорят, что скорее всего таких случаев будет лишь несколько за год, а педиатры утверждают, что в ней нет необходимости. По их словам, они никогда не сталкивались с такими требованиями; паллиативная терапия сегодня настолько развита, что врачи могут «полностью контролировать физическую боль, удушье и чувство тревоги по мере приближения смерти».
Врачи добавляют, что разрешение эвтаназии для детей создаст невыносимый стресс для родственников и для ухаживающих за детьми.
«Уход за серьезно больными детьми сегодня уже достаточно сложный и комплексный. В таких обстоятельствах медицинским работникам и родственникам будет еще труднее сделать нравственный выбор. Распространение действия закона на детей лишь еще больше усилит этот стресс и страдания».
Сторонники новой меры заявляют, что закон создаст этическую ясность и закроет бреши — скажем, когда врач спокойно соглашается на эвтаназию для ребенка, а потом ему предъявляют обвинение в нарушении закона.
Согласно официальной статистике, в 2012 году в Бельгии было зарегистрировано 1432 случая эвтаназии.
«Наличие закона — это лучшее средство защиты от преступной небрежности медиков», — отметила главная франкоязычная газета Бельгии Le Soir.