Экономист из Северо-западного университета Роберт Гордон (Robert Gordon) прославился как пророк стагнации: по его оценкам, в ближайшие десятилетия реальные доходы американцев не вырастут — либо почти, либо совсем.
Ученые из Массачусетского института технологии Эрик Брюнйолфссон (Erik Brynjolffson) и Эндрю Макафи (Andrew McAfee), напротив, смотрят на будущее с оптимизмом: изобретения «второго машинного века» должны вскоре породить эпоху практически неограниченного процветания, считают они.
Кто прав, разумеется, сказать нельзя. Однако это не означает, что долговременные прогнозы бессмысленно анализировать.
Оптимистам легко отвергать заявления Гордона о технологическом застое. Начнем с того, что многие из его аргументов – не новые. В 2012 году он писал, что большинство развитых обществ к 1970-м годам уже исчерпали основные возможности для роста. Подобные страхи напоминают о рассуждениях гарвардского экономиста Элвина Хансена (Alvin Hansen), который в 1930-х и 1940-х годах боялся «вековой стагнации», однако, как продемонстрировали последующие десятилетия, оказался в корне неправ.
Как отметил экономист из Университета Джорджа Мейсона Тайлер Коуэн (Tyler Cowen), в своей последней статье Гордон делает целый ряд недоказуемых мрачных заявлений. Наиболее сомнительно выглядят его слова о том, что неравенство доходов будет увеличиваться неограниченно долго. Между тем, любые тенденции в человеческом обществе — и особенно в экономической сфере — рано или поздно идут на спад.
Однако это не означает, что позиции оптимистов неопровержимы. Тем, кто — подобно Брюнйолфссону и Макафи — утверждают, что интернет обеспечивает гигантский рост стандартов жизни, не поддающийся измерению, Гордон сухо отмечает, что официальная статистика также не могла измерить положительное влияние замены лошадей автобусами и автомобилями на качество воздуха. Кроме того, Гордон сделал полезное дело, собрав предыдущие прогнозы о технологическом прогрессе, чтобы подтвердить свои предположения о росте доходов, который, по его мнению, будет небольшим.
Правильной реакцией на этот спор должен стать, на наш взгляд, здравый скептицизм. Еда дорожает, но промышленные товары сейчас зачастую дешевле — в сравнении с доходами, — чем когда бы то ни было. Конечно, трудно всерьез утверждать, что возможность делиться в социальных сетях результатами тестов — это большое благо для человечества, однако только дурак станет отрицать, что автомобили, не нуждающиеся в водителях, серьезно улучшат жизнь пассажиров и могут спасти десятки тысяч людей, гибнущих в авариях.
Независимо от того, кто прав, несколько процентов роста в год за достаточное количество лет в любом случае могут обеспечить огромный прогресс. Вместо того, чтобы беспокоиться о долгосрочных проблемах, которые могут никогда перед нами не встать, возможно, нам стоило бы попросить наших экономистов сфокусироваться на проблемах, которые нужно решать уже сегодня.