Удивительные кадры, волнующие соревнования. С момента начала Олимпийских игр в Сочи две недели назад канал NBC пристально следил за успехами спортсменов — от Мерил Дэвис (Meryl Davis) и Чарли Уайта (Charlie White), завоевавших золото в танцах на льду, до Боде Миллера (Bode Miller), чрезвычайно эмоционально отреагировавшего на бронзовую медаль в супергигантском слаломе.
И не слишком приятная реальность вторгалась в эту идиллию лишь изредка.
Канал NBC не стал полностью игнорировать те неспортивные события и темы, которые окружали Олимпийские игры в Сочи — от угрозы террористических актов до перерасхода средств, коррупции, эксплуатации рабочих, старых отелей, проблемной погоды, подавления политического недовольства и так далее. Резкая критика ведущего Боба Костаса (Bob Costas) в адрес режима российского президента Владимира Путина, который он назвал причастным к беспорядкам на Украине, стала довольно примечательным исключением.
В остальном канал старался вывести обсуждение спорных тем за пределы прайм-тайма и проводить их поздно ночью, когда размеры аудитории значительно меньше и разговоры о проблемах не отвлекают от основных событий Олимпиады.
Теперь, когда Олимпийские игры подходят к своему финалу, можно сказать, что их презентация на канале NBC стала абсолютным хитом у зрителей. За этот период рейтинги канала резко выросли: в четверг вечером трансляции на этом канале смотрели 22,5 миллиона зрителей, что на 9% меньше, чем во время Олимпийских игр 2010 года в Ванкувере, когда канал транслировал многие соревнования в прямом эфире в прайм-тайм. С другой стороны, Олимпийские игры в Сочи посмотрели приблизительно на 6% больше зрителей, чем Олимпийские игры 2006 года в Турине, Италия, во время которых трансляции в прямом эфире также не попадали в прайм-тайм.
С точки зрения большинства телезрителей, наиболее серьезный спорный момент не имел никакого отношения к геополитике. Решение NBC транслировать в прайм-тайм соревнования в записи — обычная практика, когда речь идет о соревнованиях, проходящих в далеких часовых зонах — вызвало некоторое недовольство. Но только некоторое. На прошлое неделе в ходе телефонной конференции глава отдела аналитики Алан Вуртцель (Alan Wurtzel) заявил, что, согласно проведенным исследованиям, только 15% зрителей признались, что им неинтересно смотреть соревнования в записи, если они знают их результаты заранее. «Для большинства зрителей, — добавил он, — это не имеет никакого значения».
Никто не ожидал уроков российской истории и подробных репортажей об ущемлении прав человека в России во время ежедневных трансляций соревнований по конькобежному спорту и сноуборду. Однако темы, не касающиеся непосредственно Олимпийских игр, все же иногда попадали в эфир. И в основной своей массе эти репортажи были вполне лестными по отношению к хозяевам игр.
Однако жесткая критика, с которой в пятницу, 21 февраля, выступил Костас, резко контрастировала со всем тем, что звучало ранее: «Хотя граждане России сейчас живут лучше, чем граждане Советского Союза несколько десятилетий назад, их правительство до сих пор сажает в тюрьму диссидентов, ущемляет в правах представителей сексуальных меньшинств, спонсирует и поддерживает жестокий режим в Сирии, и это далеко не полный список».
До этого комментария самым резким высказыванием в адрес России стало высказывание, прозвучавшее на канале NBC еще до церемонии открытия Олимпийских игр. Тогда в разговоре с Костасом редактор журнала New YorkerДэвид Ремник (David Remnick), которого NBC нанял в качестве аналитика, высказал мнение о том, что Олимпиада стала хорошей возможностью для Путина «восстановить позиции России на международной арене».
Он добавил: «Помните, он автократ, а не демократ. Его не волнуют проблемы ЛГБТ-сообшества и права человека, то есть все те вопросы, которые мы обсуждаем. И его не волнует, что эти проблемы волнуют нас».
В ходе этого же интервью аналитик Владимир Познер, бывший советский пропагандист, отметил, что новый российских закон о запрете пропаганды гомосексуализма никак не скажется на гостях, спортсменах или процедуре проведения Олимпийских игр. Но Познер добавил: «Это очень гомофобская страна. Полагаю, что 85% населения относятся к геям резко отрицательно. Они испытывают физическое отвращение к ним. Российские геи сейчас находятся в очень сложной ситуации».
Выступление Костаса на этой дискуссии, в котором он упомянул роль Путина в предотвращении военного удара по Сирии и убеждении Ирана начать переговоры по вопросу его ядерной программы, была встречена консерваторами, симпатизирующими России, в штыки. «Бобу Костасу стоит сконцентрироваться на спорте, — сказал сенатор Джон МакКейн в беседе с репортерами Fox News, — потому что, очевидно, он не понимает, о чем говорит».
Вслед за этим другие консерваторы, включая Гленна Бека (Glenn Beck), выступили на канале NBC, назвав коммунизм «одним из важнейших экспериментов современной истории». Это выступление было показано непосредственно перед началом церемонии открытия Олимпийских игр. «Важнейший эксперимент? — написал сенатор Марко Рубио (Marco Rubio) в твиттере. — Да нет же, это была жестокая империя, которая подавляла и убивала людей».
С этого момента критика прекратилась. Каналу NBC,который заплатил Международному олимпийскому комитету 775 миллионов долларов за право вести трансляцию игр в США, в основном удавалось избегать споров, уклоняясь от потенциально щекотливых тем.
Отсутствие дискуссий вокруг новых антигейских законов в России разочаровало защитников прав сексуальных меньшинств. «NBC обещал адекватно освещать ту ужасающую ситуацию, с которой столкнулись представители ЛГБТ-сообщества в России, однако пока мы не услышали практически ничего по этому вопросу, — подчеркнул Чарльз Джоуин (Charles Joughin), представитель вашингтонской организации Human Rights Campaign. — NBC необходимо использовать то время, которое у него осталось, чтобы рассказать о насилии на почве ненависти, которое имеет место на всей территории России, и о правительственной кампании, направленной на дискриминацию и маргинализацию представителей ЛГБТ-сообшества».
В своем интервью Ремник, автор книги «Могила Ленина» («Lenin’s Tomb»), за которую он получил Пулитцеровскую премию, отказался давать оценку качеству освещения Олимпийских игр каналом NBC. Однако он добавил, что американское телевидение в целом постепенно теряет интерес по отношению к событиям в мире. «Не важно, Россия это или Китай, им приходится тратить больше ресурсов, чтобы освещать эти темы, — объяснил он. — Эти темы слишком широкие, чтобы их можно было вместить в прайм-тайм во время Олимпийских игр».
Если ведущие канала NBC и рассказывали о России во время Олимпийских игр, они, как правило, старались показать ее в благоприятном свете. Главным инструментом в этом смысле стала серия «травелогов», в которых рассказывается о региональных и исторических особенностях России и ведущей которых стала Мэри Карилло (Mary Carillo).
В отрывке, посвященном Сибири, к примеру, Карилло подробно рассказала об обширности и суровом климате этого региона (в какой-то момент она даже спросила лошадь, не замерзла ли она), не упомянув при этом о бедности его жителей и о его темном прошлом, когда Сибирь стала неотъемлемой составляющей советской тюремной системы. Еще один отрывок был посвящен потреблению водки в России, однако журналистка забыла упомянуть об острой проблеме алкоголизма среди населения страны. В репортаже о российских миллиардерах мы увидели роскошный московский прием и интервью с Дональдом Трампом (Donald Trump), однако слово «олигарх» не прозвучало в нем ни разу, и мы так и не узнали, как стольким россиянам удалось так быстро разбогатеть.
Представитель NBC Грег Хьюз (Greg Hughes) попытался отстоять презентацию Олимпийских игр на своем канале, отметив, что первые два ток-шоу, показанные в прайм-тайм, были посвящены неспортивным темам. Канал «пообещал продолжить освещение этих тем, если в этом возникнет необходимость в ходе игр. Мы очень рады, что нам не пришлось обсуждать вопросы безопасности и другие вопросы, которые не имеют непосредственного отношения к играм».
По его словам, травелоги Карилло были созданы с целью «рассказать о культуре страны, принимающей у себя Олимпийские игры, нашим зрителям, многие из которых никогда не получат возможность туда поехать. Мы считаем, что зрители настроены смотреть на спортсменов и знакомиться с контекстом страны, в которой сейчас проходят игры».
Эксперт по России из вашингтонского Института Брукингса Фиона Хилл (Fiona Hill) считает, что Олимпийские игры — это событие, которое не стоит использовать для того, чтобы понять социально-политический контекст принимающей их страны. «Никто не стремился извлечь уроки из британского колониализма во время Олимпиады в Лондоне или из мучительной истории заселения американского Запада во время Олимпиады в Солт-Лейк-Сити в 2002 году», — объяснила она.
Она также добавила: «Олимпийские игры — это всегда претенциозное, чрезмерно дорогостоящее и переоцененное мероприятие».