Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Проблема питьевой воды стран третьего мира

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Во время недавней встречи в Давосе Мировой экономический форум представил девятый ежегодный Доклад о глобальных опасностях, основанный на опросах более чем 700 представителей делового мира, государственных служащих и неправительственных организаций. Самым интересным оказался тот факт, что из десяти основных перечисленных опасностей четыре связаны с проблемами воды.

Сингапур. — Во время недавней встречи в Давосе Мировой экономический форум представил девятый ежегодный Доклад о глобальных опасностях, основанный на опросах более чем 700 представителей делового мира, государственных служащих и неправительственных организаций по оценке наиболее серьезных опасностей, угрожающих миру в следующем десятилетии. Самым интересным оказался тот факт, что из десяти основных перечисленных опасностей четыре связаны с проблемами воды.

Эти опасности включают проблемы, возникающие в связи с засухами и наводнениями, ухудшением качества воды, плохим управлением водными ресурсами; неумением смягчать или адаптироваться к изменению климата; возросшим числом экстремальных погодных ситуаций; а также продовольственными кризисами, которые зачастую связаны с недостатком водных ресурсов. Но в отчете не была отражена наиболее актуальная связанная с водой проблема: гарантированное обеспечение достаточным количеством питьевой воды. Более того, хотя международные организации и признают эту проблему, их подход к ней совершенно неверен.

В 2012 году Организация Объединенных Наций сделала заявление о том, что досрочно выполнена одна из целей развития тысячелетия ‑ снизить вдвое число людей, не имеющих устойчивого доступа к безопасной питьевой воде, и что сегодня только 783 миллиона человек все еще не имеют доступа к чистой воде. Однако Всемирный центр стран третьего мира по управлению водными ресурсами считает, что по меньшей мере три миллиарда человек все еще пользуются питьевой водой сомнительного качества. Организация AquaFed, представляющая частные компании, работающие с водой, оценивает число таких людей в 3,4 миллиарда ‑ то есть почти половина человечества. Это наводит на мысль о том, что заявление ООН о достигнутой победе было, по меньшей мере, несколько преждевременным.

Есть много доказательств этой мысли. В 2011 году больше половины всех рек и озер Китая были признаны непригодными для использования людьми. В прошлом году Министерство защиты окружающей среды Китая признало, что «загрязнение окружающей среды ядовитыми и опасными химикатами привело ко многим бедствиям в окружающей среде, сократило объемы запасов питьевой воды и даже привело к серьезным проблемам здоровья и социальной жизни, таким как «раковые деревни».

Ненамного лучше ситуация в Индии, где, согласно прошлогоднему докладу государственного Центрального Совета по контролю загрязнений, почти половина из 445 рек страны загрязнены по параметрам биохимической потребности в кислороде (органический индикатор качества воды) и количества бактерий кишечной палочки и не могут безопасно использоваться. Если же прибавить влияние других вредных веществ — нитратов, фторидов, пестицидов и тяжелых металлов, то количество загрязненных рек будет еще большим.

О такой же ситуации была проинформирована в прошлом году Национальная Ассамблея Пакистана: 72% образцов воды, взятых из систем водоснабжения, были непригодны для потребления людьми, а 77% подземных источников воды в городах и 86% в сельских районах признаны опасными. Департамент водоснабжения и канализацииНепала пришел к заключению, что 85% традиционных систем водоснабжения серьезно загрязнены бактериями, железом, марганцем и аммиаком. В то же время в Мексике в 2013 году 90% из почти 25 000 компаний по водоснабжению находились в состоянии банкротства.

Проблема в подходе к данному вопросу международных организаций заключается в том, что они смешали неясное понятие «улучшенные источники воды» с действительно чистой безопасной питьевой водой. Таким же образом они выхолостили цель термина «улучшенная санитария» ‑ процесс сбора, обработки и безопасного слива отработанной воды — и применили этот термин к установке внутридомовых туалетов.

Таким образом, превратно истолковано основное отличие между санитарией и необходимой системой обработки воды. Заявлено, что почти 90% домов в районе Дели имеют удовлетворительную санитарию, поскольку они имеют внутридомовые туалеты, и в то же время почти все сточные воды без всякой очистки сливаются в реку Джамна, которая является источником питьевой воды для городов, лежащих ниже по течению реки. Аналогичным образом город Мехико считается городом с высокой степенью санитарии, хотя сточные воды этого города без всякой очистки, с большим количеством болезнетворных микробов и ядовитых химикатов сбрасываются в Мескитальскую долину, где они используются для поливки сельскохозяйственных культур.

Всемирный центр стран третьего мира по управлению водными ресурсами считает, что только 10–12% бытовых и промышленных сточных вод в Латинской Америке очищаются нормально. Очень похожая ситуация сложилась в развивающихся странах Азии и представляется еще более худшей в Африке.

В исследовании 2011 года Центрального совета по контролю загрязнений Индии сообщается, что только 160 из 8000 городов Индии имеют системы канализации и предприятия по обработке сточных вод. При этом большинство этих государственных предприятий значительную часть времени плохо работают или закрыты из-за плохого управления, некачественного обслуживания оборудования, ошибок при проектировании, отсутствия постоянного снабжения электроэнергией, недостатка персонала или плохо обученного персонала.

Министерство жилищного, городского и сельского развития Китая также сообщило в 2012 году, что хотя 640 из 647 городов и почти 73% районов имеют сооружения по обработке сточных вод, 377 сооружений, построенных в течение одного года, не соответствуют национальным требованиям, а их средний коэффициент загрузки ‑ менее 60%. Министерство также обнаружило, что только 12% всех сооружений отвечают требованиям стандартов уровня 1А.

Такая ситуация создалась не из-за недостатка знаний, технологий или квалификации. Нельзя ее оправдать и отсутствием инвестиций. Китай вложил более 112,4 миллиарда долларов в водную инфраструктуру в 2006–2011 годах, Индия затратила громадные бюджетные средства на очистку реки Джамна. Однако водные ресурсы обеих стран по-прежнему очень загрязнены.

Это не означает, что мировые проблемы водных ресурсов и санитарии непреодолимы. Но решение этих проблем потребует большой политической воли, при наличии которой правительства должны создать мощные организации по водным ресурсам и обеспечить максимально эффективное использование выделяемых бюджетных средств. В то же время общественность должна понять, что можно иметь лучшие услуги в части водных ресурсов, если вкладывать средства за счет уплаты налогов, тарифов и перечисления средств.

Средства массовой информации, со своей стороны, должны подчеркивать выгоды функционирования систем водоснабжения и водоочистки и заставлять политиков и бюрократов отвечать в случае невыполнения этих задач. И, наконец, специалисты по водным ресурсам должны переориентировать свою деятельность с задачи по увеличению количества воды на задачу по устойчивому обеспечению водой лучшего качества.

Принимая во внимание тот факт, что проблема воды, если ее не разрешить, в течение одного поколения приведет к мировому кризису непредсказуемого масштаба, нет ничего более срочного, чем вышеуказанные действия.