Проблема беженцев и соблюдение их прав сейчас стоит перед мировым сообществом особенно остро. Она связана с внутренним положением целого ряда стран, ответственностью правительств, деятельностью международных организаций, неправительственных фондов и даже отдельных граждан во всем мире.

Трагические события в австралийских лагерях, где проживают люди, желающие получить статус беженцев, крайне трудные условия жизни сирийцев, бежавших от гражданской войны в своей стране, и часто возникающие инциденты с гибелью в море незаконных мигрантов, направляющихся к южным берегам Европы, время от времени привлекают внимание средств массовой информации, общественности, экспертов, правительственных чиновников, международных организаций и неправительственных объединений.

Вместе с тем в плане решения этой проблемы нет каких-либо радужных перспектив, способных облегчить невыносимые условия жизни беженцев, число которых, по данным международных организаций, продолжает увеличиваться с каждым днем.


Согласно статистике Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ), опубликованной в августе 2010 года, по разным причинам, таким как войны, расправы, нищета и засухи, 43 миллиона людей во всем мире были вынуждены покинуть свои дома и стать беженцами. Из их числа более семи миллионов уехали из своих стран и некоторое время проживали в других местах.

По данным озвученного в июне прошлого года доклада УВКБ, количество беженцев, перебравшихся в другие страны, превысило 7.6 миллионов человек. Такое большое число беженцев не наблюдалось с начала 90-х годов прошлого века, когда многие страны мира находились на пике дестабилизации.

Значительный рост числа беженцев связан с развитием ситуации в мире за последние несколько лет. Еще более усугубляет положение дел в этой области нестабильность и рост числа военных конфликтов. Между тем большинство государств, особенно из числа промышленно развитых, в данном вопросе не торопятся брать на себя ответственность и предпринимать конкретные действия.

К числу таких стран относится и Австралия. После прихода к власти консервативного правительства Тони Эбботта и ужесточения внутренней политики в этой стране были созданы большие препятствия для людей, желающих получить статус беженца.

Иммигранты, приехавшие в Испанию из Африки


Несмотря на несогласие и протесты ряда правозащитных групп, в последние годы австралийское правительство стало отправлять беженцев в островные лагеря, расположенные вдали от континента, и всяческим образом препятствовать их переселению на материковую часть.


Ввиду этого в последнее время поток беженцев из Австралии направился в некоторые островные государства, такие как Папуа — Новая Гвинея и Науру в Тихом океане, где им также приходится жить в лагерях, находящихся в неблагоприятных климатических условиях и населенных людьми с крайне низким материальным достатком.

В феврале нынешнего года в результате лагерных стычек на острове Манус в Папуа — Новая Гвинея было ранено 77 человек, один из которых (иранец Реза Барати) скончался из-за полученных травм.


По сообщению новостного агентства ВВС от 21 февраля, официальные представители Австралии и Папуа — Новой Гвинеи подчеркивают, что столкновение в лагере произошло из-за бегства группы беженцев, однако правозащитные группы называют причиной произошедшего протесты беженцев в связи с их насильственным удержанием в лагере и крайне тяжелыми условиями проживания в нем.

Вслед за этим инцидентом генеральный директор Консульского Департамента Министерства иностранных дел Ирана Хоссейн Мир-Фахар на встрече с послом Австралии в Тегеране заявил свой протест по поводу неадекватных действий и применения насилия, приведших к гибели иранского беженца, и потребовал от австралийской стороны немедленного расследования обстоятельств убийства Резы Барати.

Несмотря на недавние события в манусском лагере для беженцев, на островах, прилегающих к Австралии, в невыносимых условиях продолжает жить большое число беженцев из разных частей мира, которые пытались незаконно попасть в эту страну по морю. Более того, как утверждают некоторые источники из правозащитных организаций, эти люди даже лишены возможности вернуться в те страны, откуда они прибыли.

Между тем, в соответствии с международными договорами, подписанными большинством государств за последние несколько лет, соблюдение прав беженцев является одной из главных обязанностей всех тех, кто принимает условия этих соглашений.

Права беженцев по международному законодательству

После составления и публикации Всемирной декларации прав человека, в которой также содержится раздел о правах беженцев, в Женеве в июле 1951 года была разработана специальная конвенция из семи глав, одобренная затем Генеральной Ассамблеей ООН.

Данная конвенция стала уставом, регулирующим работу Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев, и определила статус беженца. В том же самом документы были сформулированы права и некоторые обязанности государств и международных организаций в отношении беженцев.

Согласно определению Женевской конвенции, беженцем является человек, вынужденный покинуть свою родину из-за опасения получения вреда ввиду расовых или религиозных причин, участия в общественных формированиях или политических убеждений и готовый отказаться от своего гражданства.

В рамках данного определения важнейшими причинами, заставившими человека выехать из страны своего постоянного проживания в поисках убежища, может быть война или какой-либо военный конфликт. В настоящее время статус беженца может быть получен в случае возникновения определенных проблем экономического или экологического характера.

Помимо Женевской конвенции, другими важнейшими международными соглашениями по правам беженцев принято считать Нью-Йоркский протокол от 1967 года и резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН № 428.

В этих документах прописаны такие права беженцев, как право на жизнь, неприкосновенность личности, свободу, равенство перед законом, свободное передвижение и выбор места проживания, право на работу, занятие профессиональной деятельностью и учебу, а также определены связанные с этим обязанности государств.

Тем не менее налицо колоссальная разница между тем, как ведут себя государственные органы отдельных стран, и какие международные обязательства по соблюдению прав беженцев на них возложены. Именно такая ситуация стала причиной того, что сейчас проблема беженцев стоит так остро во всем мире.

Заставляет задуматься и тот факт, что в последние годы уровень ответственности, которую берут на себя по отношению к беженцам развитые так называемые государства Севера, гораздо меньше, чем тот, который несут развивающиеся страны.

Проблема беженцев и ответственность промышленно развитых стран

Мальчик из семьи сирийских беженцев в одном из домов в городе Хальба на севере Ливана


Верховный комиссар ООН по делам беженцев Антонио Гутерреш, многократно отмечавший обострение кризиса в этой сфере, считает людей, вынужденных покинуть свою родину, самой уязвимой категорией граждан, страдающей от войн, нищеты и повышения мировых цен.

Согласно данным УВКБ, все больший груз ответственности за беженцев ложится на плечи развивающихся стран, потому что именно там проживает 70% от их общего числа.


В последнее время неконтролируемый поток беженцев в основном идет из таких стран, как Афганистан, Ирак, Сомали и Сирия, причем только незначительная их часть находят убежище в развитых странах.

Как отмечает Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев, вслед за дестабилизацией ситуации в Афганистане и Мали некоторые соседние с ними страны, такие как Пакистан и Кения, были вынуждены открыть границы и начали принимать беженцев на своей территории.


Пакистан, по данным УВКБ, находится на первом месте по количеству принятых беженцев, число которых в этой стране достигло уже 1,6 миллиона человек. Второе место занимает Исламская республика Иран, которая предоставила убежище около 900 тысячам человек преимущественно из Афганистана и Ирака. Это при том, что гораздо большее число беженцев проживает в Иране нелегально, а приведенная цифра отражает лишь официальное количество зарегистрированных переселенцев.

Параллельно с ростом числа беженцев из-за произошедших в последние годы войн и стихийных бедствий увеличиваются и расходы на их содержание.

Так, вслед за началом засухи в Африканском Роге и нападения Соединенных Штатов на Ирак и Афганистан, в результате чего сотни тысяч людей были вынуждены покинуть свои дома, натовские атаки на Ливию и сирийский кризис еще больше увеличили число беженцев во всем мире.

По словам Гутерреша, в декабре прошлого года официально зарегистрированное количество сирийских беженцев, покинувших свою страну из-за непрекращающейся там гражданской войны и переселившихся в соседние государства, уже превысило три миллиона человек.

В связи с этим на нужды беженцев из Сирии ООН выделила финансовую помощь в размере 850 миллионов долларов, в то время как одной лишь Иордании на обустройство 600 тысяч таких граждан требуется 1,8 миллиарда.

Сравнивая статистику приема беженцев такими странами, как Либерия и Соединенные Штаты, можно сделать интересные выводы об ответственности промышленных стран в условиях гуманитарного кризиса.

Из 44 развитых государств самую большую заботу о беженцев взяли на себя США, принявшие в 2012 году около 83 тысяч вынужденных переселенцев. Между тем одна только бедная африканская страна Либерия после начала засухи в северной части «Черного континента» предоставила приют более 180 тысячам беженцев из региональных государств, таких как Сомали.

По данным статистики Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев, в 2012 году с просьбой о предоставлении статуса беженца к властям промышленно развитых стран обратилось в общей сложности 480 тысяч человек, но лишь немногие из них получили удовлетворительный ответ.

В частности, Австралия, официальные представители которой всегда говорят о наплыве беженцев как одной из основных задач, стоящих перед национальным правительством, приняла на своей территории только 3% от общего числа вынужденных переселенцев во всем мире.

Другим примечательным фактом является то, что в самих промышленных странах возникают множественные разногласия из-за проблемы беженцев.

Дети из Афганистана в трущобах на окраине Исламабада


В качестве примера можно привести инцидент, произошедший недалеко от острова Лампедуза в Средиземном море, где в октябре прошлого года затонуло судно с африканскими беженцами, направлявшееся к южным берегам Италии. Происшествие вызвало шквал критики со стороны правозащитников в адрес европейских должностных лиц из-за нарушения прав беженцев и еще больше обострило противоречия в Европе.

С одной стороны, южноевропейские страны, такие как Кипр, Мальта и Италия, выступают за большее участие государств Северной Европы в проблеме пересечения беженцами южных границ Европейского союза. С другой стороны, Германия и Нидерланды критикуют тактику южных партнеров по ЕС и еще более ужесточают свои меры по отношению к беженцам.

Эпилог

В последнее время проблема вынужденных мигрантов стала одним из наиболее крупных противоречий, существующих между странами Севера и Юга, поставив вопрос о связи таких понятий, как «развитие» и «зависимость».

Пока такие теоретики, как немецкий экономист и социолог Андре Гундер Франк и американский философ Иммануил Валлерстайн, указывают на то, что страны Севера должны отвечать на вызовы с Юга, промышленно развитые государства уклоняются от оказания помощи для решения проблемы беженцев и связанного с ней гуманитарного кризиса.

По мнению некоторых аналитиков, войны, вооруженные столкновения, конфликты на национальной почве в Афганистане, Ираке, Мали, Сирии и Мьянме, а также экономические кризисы и проблема изменения климата, из-за которых на всей планете растет число беженцев, напрямую связаны с политикой мировых держав.

Учитывая все изложенные факты, необходимо подчеркнуть, что в свете разрастания гуманитарной катастрофы и резкого увеличения числа беженцев во всем мире страны Севера обязаны вести себя более ответственно в вопросе решения данной проблемы.