Если бы сегодняшнее вмешательство России на Украине пришлось на время после распада советского блока в 90-е годы, скорее всего, чешская общественность была бы массово против России. И сегодня многие чехи хотят более жесткой реакции в отношении президента России Путина и приравнивают его шаги к вторжению в августе 1968 года, или даже к давлению Гитлера на Чехословакию в 1938 году. Однако в социальных сетях и дискуссиях в интернете встречаются те, кто понимает Путина.
Историческую параллель «Украина — демократическая Чехословакия» действительно едва ли можно провести. Участие людей крайне правых и националистических взглядов в новом режиме на Украине неоспоримо, хотя российская государственная пропаганда и преувеличивает их роль. Однако при взгляде на чехов, защищающих Путина, у непредвзятого наблюдателя возникнет принципиальный вопрос: одинаковые ли критерии применяют эти люди? Почему они выискивают каждую деталь, чтобы доказать опасность, исходящую от крайне правых на Украине, а на Путина смотрят снисходительно?
Если когда-то и можно было надеяться, что Путин хочет строить демократию сверху, потому что в России иначе нельзя, сегодня это убеждение крайне спорно. В стране задерживают людей за участие в мирных демонстрациях, в воскресенье полиция задержала десятки людей, выступавших за мир на Украине. Критически настроенные СМИ уже давно сталкиваются с давлением, суд на основании «закона против пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений» осудил журналиста, цитировавшего в статье учителя, уволенного за то, что он гей. Путин при поддержке местной православной церкви создает образ режима как альтернативы «прогнившему Западу». И именно такая Россия сегодня нападает на суверенитет и территориальную целостность Украины.
Читайте также: Главный «посол» Путина
Почему часть чехов этого не видит или видеть не хочет? Ведь Россия — не демократическое государство, стоящее на страже свободы. Не говоря уже о том, что существуют и другие проблемы: например, взятки в судебной системе или состояние здравоохранения. В России, несмотря на нашу критику собственной страны, гораздо хуже, чем в Чехии.
Очевидно, просто неким традиционным пророссийским славянофильством или ностальгией по жизни в советском блоке здесь не все не объяснить, хотя всё это, пожалуй, играет свою роль в чешской снисходительности к Путину. Определенная часть общества, Вацлав Клаус и его сторонники по каким-то своим причинам главным злом современности считают Европейский Союз. И если новый украинский режим хочет сотрудничать с ЕС, а Путин - против этого режима, то с этой точки зрения Путин может стать их союзником.
Однако вполне возможно, есть и другие причины. За некоторыми высказываниями, защищающими шаги российского режима на Украине, можно почувствовать некое противостояние мейнстриму, несогласие с официальной трактовкой, преобладающей в СМИ. Кто-то так поступает главным образом для того, чтобы вызвать к себе интерес. Но можно говорить и о более глубоких взаимосвязях в чешском обществе. Путина и Россию долго критиковали, предупреждая о возможной опасности, чешские правоцентристские политики и так или иначе разделяющие их взгляды публицисты и интеллектуалы. И именно эту власть сегодня многие обвиняют в ухудшении экономической ситуации за последние годы и в уровне коррупции. Если еще добавить перемены в СМИ, возможность найти в интернете многочисленные так называемые альтернативные - хотя порой и сомнительные источники информации - получится коктейль, в котором недовольство многими элементами режима, наставшего после бархатной революции, проявляется именно в этом снисходительном отношении к Путину.
Несогласие с официальным течением частично можно понять. Но питать из-за этого иллюзиии по поводу России Путина — жестокая ошибка.