Отношения России и Грузии сильно обострились со времени военного противостояния двух государств в августе 2008 года, а последовавшие за этим оккупация Россией Южной Осетии и Абхазии и официальное признание их независимости привели к разрыву дипломатических связей между Москвой и Тбилиси. С того времени Россия постоянно подчеркивала, что причиной такой ситуации стала позиция правительства Саакашвили, известного своей прозападное ориентацией. Однако после парламентских выборов в Грузии 1 октября 2012 года, в результате которых Саакашвили и его партия «Единое национальное движение» потерпели поражение, а законодательная и исполнительная власти страны перешли под контроль его политических противников, в обеих странах стали звучать заявления об улучшении российско-грузинских отношений.
Отношения Грузии с Западом
Одним из важнейших параметров в отношениях двух государств является проблема ориентации Грузии на Запад, которая в период президентства Саакашвили постоянно подвергалась критике со стороны России. С уходом этого президента и формированием в Тбилиси нового правительства стали строиться предположения о том, что Грузия, по крайней мере, уменьшит темпы своего сближения с Западом, однако пока никаких признаков этого все еще не наблюдается. В частности, перед парламентскими выборами партия «Грузинская мечта» выступала с лозунгами улучшения экономического положения грузинского народа, нормализации отношений с Россией и сохранения прочных связей с Западом с установкой на присоединение к НАТО.
В мае 2013 года грузинский премьер-министр Бидзина Иванишвили на Генеральной Ассамблеи Европарламента заявил: «Вполне очевидно желание Грузии вступить в Североатлантический альянс и Евросоюз. В частности, об этом указывается в постановлении грузинского парламента касательно внешнеполитической доктрины страны. Между тем это не противоречит принципу нормализации отношений с Россией». Напомним, что в конце прошлого года в Вильнюсе европейские лидеры обменялись с «восточными партнерами» договором об интеграции между ЕС и Грузией.
Читайте также: Возможна ли мирная трансформация конфликтов в Грузии?
Российско-грузинские отношения в области политики и экономики
В ходе всей предвыборной кампании и после своей победы партия «Грузинская мечта» заявляла, что, оставаясь преданной всем обязательствам Грузии в отношении НАТО и Евросоюза, она намерена добиваться нормализации отношений с Россией. Вместе с тем новый премьер-министр нынешнего правительства в Тбилиси, подобно Саакашвили, настаивая на официальном признании Россией независимости и территориальной целостности Грузии и возвращении ей Абхазии и Южной Осетии, назначил Зураба Абашидзе своим спецпредставителем по вопросам отношений с Россией. В 2004 — 2008 годах Абашидзе был послом Грузии в России и его назначение может способствовать нормализации отношений двух стран. Представляя членов своего кабинета парламенту, грузинский премьер-министр обвинил Саакашвили в развязывании пятидневной войны с Россией в 2008 году. Именно вслед за подобными заявлениями, прозвучавшими из Тбилиси, президент России Владимир Путин распорядился изучить вопрос восстановления двухсторонних отношений между странами вплоть до отмены визового режима, что вызвало поддержку министра иностранных дел Грузии Майи Панджикиджзе.
Курс на развитие политических отношений проводится, разумеется, с целью расширения экономического партнерства между двумя странами. Августовская война 2008 года нанесла Грузии ущерб в размере почти одного миллиарда долларов. Учитывая этот факт, официальные представители грузинской стороны в первую очередь, не затрагивая пока вопросы территориальной целостности и суверенитета своего государства, приступили к переговорам с российскими партнерами на тему возобновления экспорта своей продукции, такой как фрукты, минеральная вода и алкогольная продукция. В результате переговоров грузинские поставщики в конце 2012 года смогли экспортировать в Россию большую партию фруктов, в очередной раз открыв для себя российский рынок. В 2013 году после июньской отмены эмбарго на импорт товаров из Грузии в Россию была ввезена почти половина всех грузинских вин в количестве 22 миллионов бутылок.
Проблема Южной Осетии и Абхазии в отношениях двух стран
Накануне проведения XXII Зимних Олимпийских Игр Грузия выступила с протестом по поводу расширения зоны безопасности Сочинской Олимпиады вплоть до внутренних территорий республики Абхазии. Это в очередной раз напомнило о проблеме Южной Осетии и Абхазии в отношениях двух стран, которые, по крайней мере, на словах выступают за восстановление своих связей. Вместе с тем установка на нормализацию отношений вовсе не означает, что Россия и Грузия готовы идти на уступки в решении южноосетинского и абхазского вопросов.
Нынешнее грузинское правительство в Тбилиси убеждено, что возобновление дипломатических отношений между Грузией и Россией возможно только в случае прекращения оккупации российскими войсками Абхазии и Южной Осетии и отмены заявления Москвы о признании независимости этих республик. Однако Кремль много раз отвергал это предложение, заявляя, что данная тема даже не обсуждается.
Владимир Путин на своей встрече с президентом Южной Осетии Леонидом Тибиловым отметил, что стороны договорились о планах капиталовложений на 2013–2014 гг. По словам российского лидера, 80% населения Осетии считаются гражданами России. Позиция российских представителей демонстрирует, что они не намерены идти ни на какие уступки в отношении Абхазии и Осетии. В частности, министр иностранных дел РФ Сергей Лавров заявил: «Ни с Грузией, ни с любой другой страной мы не будет обсуждать перспективу развития Абхазии и Южной Осетии, потому что будущее этих автономных областей определяется их населением, выступающим за независимость. Россия определилась со своей позицией и официально признала независимость данных государств».
Также по теме: Почему ЕС должен без промедления помочь Грузии и Молдавии
Выводы
Перспектива российско-грузинских отношений подразумевает собой лишь принятие чисто практических подходов, однако до истинной нормализации еще весьма далеко. Политика России в отношении Грузии в значительной степени основывается на использовании рычагов давления. Оккупировав две грузинские автономные области, Россия еще долго не будет менять свою стратегию в отношении этой страны, увеличив свои возможности влиять на политику этой кавказской республики.
Если принимать во внимание возникшие в Грузии экономические трудности, в долгосрочной перспективе она не сможет продолжать свою вражду со столь сильным соседом. Ввиду этого именно Грузия должна выработать новую тактику для соблюдения собственных политических и экономических интересов в отношениях с Россией и возвращения своих оккупированных территорий. Позиция Иванишвили также говорит о его стремлении путем дипломатических переговоров вернуть у России потерянные Грузией регионы. Поэтому необходимо отметить, что противоречия нового грузинского правительства с бывшим президентом этой страны были вовсе не из-за пророссийской ориентации Иванишвили. Это была лишь тактика или в лучшем случае реалистический подход к отношениям с Россией, благодаря которому в будущем можно будет надеяться на возвращение Грузии отторгнутых от нее территорий.
На Генеральной Ассамблее Европарламента грузинский премьер-министр также призвал европейские страны оказать содействие результативности переговоров с Россией и сохранению территориальной целостности Грузии. По его словам, несмотря на то, что Россия создала на части грузинской территории «небольшое оккупированное государство», первоочередной задачей его правительства является проведение переговоров с российскими должностными лицами для установления нормальных отношений между двумя соседними государствами.
Ни один из бывших или нынешних грузинских политиков не согласен с оккупацией Россией части территорий его стран, поэтому нет никаких оснований надеяться, что при сохранении такой ситуации отношения двух стран в сфере политики, безопасности или экономики войдут в нормальное русло. Кроме того, учитывая заявления, которые делает грузинское правительство касательно Осетии и Абхазии, и позицию, занимаемую Россией, можно предположить, что, по мнению российской стороны, политика нового грузинского правительства лишь внешне отличается от курса, проводимого Саакашвили, но на самом деле ее суть остается прежней. Между тем налаживание отношений с Россией требует длительного времени и спешка в этом вопросе приведет лишь к срыву переговоров, потому как Москва не делает ничего для решения главной проблемы двухсторонних отношений и не намерена предпринимать никаких действий для этого и в ближайшее время.