Перевод: ИА «Курсор» (Израиль)
Мы давно привыкли к фразе, которая периодически повторяется в СМИ, – «эскалация на юге». Однако то, что происходит в последние дни, не является эскалацией обычного типа – операция, реакция, расширенные действия, реакция и завершение очередного витка. На сей раз речь однозначно идет о результатах новой ситуации. Речь идет об атмосфере вседозволенности, царящей в мире.
Беспрецедентная агрессия России по отношению к Украине, готовящаяся аннексия полуострова Крым, обнажили полную неспособность западных лидеров противостоять подобного рода вызову. Любой американский объект становится целью для нанесения удара. Любая американская инициатива в государственно-политической сфере подвергается нападкам.
Это понимают иранцы и те силы, которые они поддерживают. Поэтому причина нынешней эскалации на юге – не захват израильскими военно-морскими силами судна с иранским оружием, не ликвидация трех террористов на прошлой неделе. Иранцы заинтересованы в том, чтобы опекаемые ими террористические группировки воспользовались возможностью и сделали террористические атаки на израильтян более интенсивными. Следует также напомнить, что полторы недели назад, еще до захвата корабля с оружием, стало известно о попытках «Хизбаллы» совершить теракт вдоль израильской границы на Голанских высотах.
На этот раз реакция Израиля должна быть особенно мощной – не только воздушные удары, которые были нанесены в первый день. Однако разговоры об оккупации сектора –преждевременны. Речь идет об элементарных соображениях, касающихся цены вопроса. Широкомасштабная операция, призванная уничтожить террористические группировки, обошлась бы Израилю слишком дорого.
Когда я говорю о цене, я не обязательно имею в виду человеческие жертвы. Израилю предпочтительнее проводить военные операции, предотвращающие террористическую деятельность, вместо того, чтобы устанавливать в Газе военный режим, отвечающий за обеспечение базовых потребностей жителей сектора.
Кроме того, оккупация Газы приведет к тому, что военнослужащие ЦАХАЛа будут находиться в постоянном противостоянии с подпольными террористическими группировками. Между тем эффективным способом борьбы с террором, исходящим из Газы, могла бы стать быстрая операция, в ходе которой силы израильской армии неожиданно вошли бы в сектор, а затем, после выполнения оперативных задач, покинули бы его.
Фактически Израиль обладает лишь двумя вариантами стратегии, направленной на предотвращение террористической угрозы. Первая – это концепция Эхуда Барака: сохранять спокойствие, насколько это возможно, избегать эскалации в стремлении избежать масштабной операции. Иными словами, военное противостояние исключительно в том случае, когда нет никакого иного выбора.
Но если выбора нет – то операция должна быть широкомасштабной. Концепция премьер-министра Биньямина Нетаньяху – иная: постоянная превентивная война, включающая точечные действия, инициированные израильской стороной. Цель – не только отложить масштабную операцию, но и, вообще, избежать подобного развития событий. Концепция Нетаньяху доказала свою состоятельность в последние годы.