Москва пренебрегла предостережениями Запада и молниеносно объявила о возвращении Крыма в российскую семью. Геополитическая смелость Путина превзошла ожидания всех мировых экспертов по стратегии и политике и глубоко потрясла Америку и Европу.
Все это время Путин крепко удерживал в своих руках лидерство в отношении европейского континентального кризиса. Он будто бы заявляет всего миру, что Россия - больше не та страна, пораженная в самое нутро, какой она была после развала Советского Союза, и что она вновь обнаружила в себе силу твердо отстаивать свои интересы.
Действия Москвы обескуражили Запад и вызвали беспокойство в окружающих Россию маленьких странах. Китайское же общественное мнение разделилось на два основных лагеря. Первые очень высоко оценивают энергичный отпор, который Путин дал западным странам, и полагают, что дерзкая политика России помогает снизить стратегическое давление, которое западные державы оказывают на Китай. Другие же опасаются, что победа в Крыму подпитает высокомерие и даже безрассудство Москвы, в результате чего Пекину впоследствии станет тяжело поддерживать контакты с северным соседом.
В обеих позициях есть свой смысл. В целом, сторонники первого варианта отталкиваются от неотложных геополитических интересов Китая, в то время как вторые прогнозируют будущее, исходя из исторического опыта.
В своей недавней истории Китай хлебнул немало горя от царской России. После основания нового Китая Москва оказывала нам реальную помощь, однако в течение очень долгого времени Север давил на Китай, едва давая нам дышать. Именно поэтому некоторые люди опасаются, что в результате нового возвышения Москвы на нас снова упадет тень царской России или Советского Союза, и таким образом возрождение России обернется для Китая новым геополитическим кошмаром.
Эта тревога вовсе не безосновательна. Однако необходимо понимать, что часы не могут повернуть время вспять и вернуть нас в XIX или XX век. Что еще важнее - Китай больше не является государством, в котором мужчины носят косы, или страной, полностью выпавшей из потока модернизации. Реальная мощь Китая в Азии и во всем мире несравнимо больше, чем раньше, исторический перелом произошел и в соотношении совокупной государственной мощи России и Китая. В народах двух наших стран все еще встречается это неискоренимое недоверие друг к другу, однако следует отметить, что, если говорить о текущей ситуации и потенциале развития наших отношений, то мы должны доверять России не меньше, чем она нам.
В течение достаточно длительного времени основным источником стратегического давления на Китай по-прежнему будут западные страны, возглавляемые США. Это давление проявляется как в сфере геополитики, так и, в определенной степени, в плане идеологии и системы ценностей. Это постоянная неопределенность и один из основных вопросов, которые ставит перед Китаем XXI век. Они пытаются существенно увеличить число сомнений, существующих в отношениях Китая и России.
Возвышение России вовсе не означает безграничного роста ее могущества. Китай выступает за многополярный мир, и сильная Россия укладывается в картину этого мира. Это куда лучше, чем мир, в котором одна Америка говорит «баста!» и все.
В Москве иногда все еще придерживаются концепции «сфер влияния» образца прошлого столетия, поэтому возрастание китайского влияния в Средней Азии может стать источником трений в наших отношениях. Но Китай и Россия совместно основали Шанхайскую организацию сотрудничества. У нас есть разногласия, но ни одно из них не представляет особой угрозы. Если мы посмотрим на Украину и вообще Восточную Европу, то увидим, что там НАТО и ЕС перекроили всю политическую карту, полностью изгнав Россию из ее прошлых зон влияния и с территорий, прежде принадлежавших СССР. Восстановление российского присутствия в Восточной Европе — вот первый вызов, стоящий на пути растущего могущества России.
Если Пекин и Москва будут концентрироваться на сотрудничестве в рамках ШОС и разрешении наших разногласий, а также согласовывать с друг другом свои действия по мировым вопросам, то необходимость стратегического взаимодействия и взаимопомощи будет очевидной еще в течение очень долгого времени, а отношения всестороннего стратегического сотрудничества и партнерства станут в наших двух странах одним из краеугольных камней внешней политики. Возвышение России означает, в первую очередь, передел границ сфер влияния Москвы и западных стран в Европе.
Россия не будет представлять стратегической угрозы для Китая, по крайней мере еще несколько десятков лет. Сейчас, когда пошел процесс возвышения нашего северного соседа, мы должны дать событиям развиваться естественным образом. При этом, имея дело с Москвой, не следует забывать и об интересах КНР, вырабатывая таким образом привычку взаимного уважения к интересам друг друга. У Китая есть все реальные возможности для того, чтобы сделать это, остальное — вопрос способностей и воли.