Кабул — Седобородым афганским рабочим казалось, что они снова вернулись в эпоху холодной войны.
Проработав 25 лет на крупной, выстроенной в советские времена фабрике — пережитке войны и оккупации, от которых уже давно ничего не осталось — осенью прошлого года они неожиданно заметили 18-колесный грузовик, везущий партию нового блестящего российского оборудования.
Фабрика снова загудела. Туда вернулись русские.
Теперь, когда война США в Афганистане подходит к концу, а Россия укрепляет свои позиции на Украине и Ближнем Востоке, Москва начинает постепенно увеличивать объемы своих инвестиций в Афганистане. Она восстанавливает следы советской оккупации и продвигает там свое политическое мастерство и свою культуру.
«Видите ли, заинтересованность России в Афганистане растет. Это заметно, — говорит Степан Аникеев, представитель российского посольства в Кабуле. — Мы хотим расширить наше влияние в регионе. Это делается не только ради Афганистана, но и ради достижения наших собственных целей».
Вторжение России на Украину и аннексия Крыма отражает ее намерение сохранить свое влияние в бывших республиках Советского Союза. Россия также пытается снова наладить отношения со своими прежними союзниками из более далеких стран. В феврале президент Владимир Путин принял у себя главу египетской армии Абделя Фаттаха аль-Сисси (Abdel Fatah al-Sissi), чьи отношения с Вашингтоном остаются весьма натянутыми с момента военного переворота, произошедшего летом прошлого года, и заверил его в том, что он поддерживает военного лидера в его попытках занять президентский пост.
Москва также ведет переговоры с Сисси по вопросу заключения договора о поставке оружия в Египет, а в 2012 году она подписала договор о поставке в Ирак оружия на сумму 4,3 миллиарда долларов. Путин решительно поддерживает правительство сирийского президента Башара аль-Асада, который стремится подавить восстание, получившее поддержку Запада.
В Афганистане российские чиновники указывают на свои проекты по развитию страны, противопоставляя их американским программам помощи, которые многие афганцы считают нерациональными и бессмысленными.
«Ошибка последних 12 лет заключается в том, что люди были готовы давать деньги, не имея при этом четкой стратегии», — говорит российский посол Андрей Аветисян, который занимал дипломатическую должность в Кабуле в 1980-е годы.
Многие афганцы, включая президента страны Хамида Карзая (Hamid Karzai), положительно отзываются о советской модели, несмотря на то, что в течение 10 лет они вели кровопролитную войну против советской армии, которая вторглась в Афганистан в 1979 году, чтобы поддержать непопулярное советское правительство.
«Советские деньги расходовались в правильном русле. Они умело тратили свои деньги, в том числе посредством афганского правительства», — сказал Карзай в своем интервью изданию Washington Post, которое он дал в марте.
На этой неделе в отношениях между Кремлем и Афганистаном наступил новый этап потепления в связи с тем, что афганское правительство опубликовало послание Путина, в котором тот поздравлял всех с исламским новым годом. Оно стало единственным подобным посланием, которое было обнародовано — и оно было обнародовано как раз в тот момент, когда США и европейские правительства вводят санкции против России в связи с ее вторжением на Украину.
«Я уверен, что дружественные связи и сотрудничество между Россией и Афганистаном в будущем будут способствовать росту благосостояния наших народов», — подчеркнул Путин в своем послании Карзаю, которое было переведено на дари, на котором разговаривают местные жители.
Как сообщают представители посольства, российское правительство составило список 140 проектов советских времен, которые оно хотело бы восстановить. Осенью прошлого года Кабульский строительный завод, крупнейшее в стране производственное предприятие, стало первым предприятием, получившим помощь от российского правительства: туда завезли новое оборудование на сумму 25 миллионов долларов.
Кроме того, российское правительство выделило 20 миллионов долларов на восстановление Советского дома науки и культуры в Кабуле, построенного в 1982 году. Это здание, ставшее образцом советского промышленного дизайна, было разрушено пулями и снарядами, а затем стало прибежищем афганских наркоманов. Осенью этого года оно вновь откроет свои двери в качестве Российского культурного центра, став маяком для тех людей, которые заинтересованы в развитии связей с Россией.
«Мы стремимся распространять нашу культуру здесь», — сказал Аникеев, имея в виду российский центр.
Ценная помощь
В Афганистане до сих пор сохраняется множество следов как войны с Советским Союзом, так и его инфраструктурных проектов. Заложенные в советскую эпоху мины продолжают ежегодно убивать и калечить десятки мирных афганцев. Между тем, хлебопекарная фабрика, также построенная в советские времена, продолжает ежедневно выпускать тысячи буханок хлеба. Построенные советским правительством многоэтажные дома до сих пор остаются самым лучшим жильем в стране (только там есть центральное отопление).
«Я ненавидел Советы. Я сражался против них. Они убили моего отца. Но все равно это лучшее жилье», — сказал генерал Лабиб Раид (Labib Raeed) в своей квартире в многоэтажном доме, построенном в советскую эпоху.
Раид служит офицером в поддерживаемой США афганской армии, однако он не стесняется критиковать американские проекты по развитию: США потратили более 100 миллиардов долларов на невоенную помощь, в том числе на строительство дорог и школ.
«Американцы продемонстрировали свою щедрость, выделив такие огромные деньги, но они передали их не тем людям», — добавил он.
Микрорайон, где живет Раид, выглядит так, будто он находится вовсе не в Афганистане, а в каком-нибудь небольшом российском городе. Он серый и невзрачный, и он резко контрастирует с показной роскошью новых домов и общественных зданий в Кабуле. Раид живет в довольно тесной четырехкомнатной квартире, однако ее стоимость оценивается в 100 тысяч долларов.
Жилые комплексы, подобные этому микрорайону, были построены на пике холодной войны. Советский Союз продолжил строить многоэтажные дома, даже несмотря на войну с Афганистаном в 1980-х годах. А затем, 15 февраля 1989 года, все закончилось. Советские войска ушли, и все советские проекты — фабрики, школы, бассейны Кабула — с тех пор в основной своей массе остались бесхозными.
Многим из этих проектов удалось пережить гражданскую войну и режим талибов в относительной сохранности. Строительный завод производил панели, из которых талибские чиновники, в том числе лидер Мухаммед Омар (Mohammad Omar), строили свои дома и офисы. В прошлом году он выпускал панели, из которых была выстроена крупнейшая в стране тюрьма.
Рабочие завода, которым было немногим за 20, когда они впервые пришли на это предприятие, где их обучали советские инженеры, теперь уже достигли зрелости, но они до сих пор работают на том же самом оборудовании и по тем же самым инструкциям. Однако ожидается, что в течение нескольких следующих месяцев там будет установлено новое российское оборудование.
Многие афганцы задаются вопросом о том, почему Россия так заинтересована в развитии Афганистана теперь, когда помощь Запада постепенно иссякает. Эта программа помощи многим кажется расчетливым шагом, очень напоминающим времена Большой игры, соперничества между Российской и Британской империей за влияние в Средней Азии в 19 веке.
По словам российских чиновников, помощь Афганистану обусловлена объективными причинами и региональными интересами России. Афганистан имеет общие границы с тремя бывшими советскими республиками, которые до сих пор получают финансирование от Москвы. Кроме того, Афганистан остается крупнейшим поставщиком наркотиков в Россию. Чиновники надеются, что экономическое развитие наряду с финансируемой Россией программой по борьбе с производством наркотиков способны положить конец этой незаконной деятельности.
Тем не менее, выбор времени для реализации российских программ удивил многих. Объединенная комиссия по «торговле и экономическому сотрудничеству», самый значительный проект в рамках экономического партнерства за последние годы, была создана только в 2012 году, когда американские военные начали уходить из Афганистана.
В Афганистане сейчас заметны и другие признаки возвращения России.
За последние два года число студентов, изучающих русский язык в университете Кабула, удвоилось. Россия в свою очередь удвоила количество стипендий, предлагаемых афганским студентам. Культурный центр, который будет открыт уже осенью этого года, будет вмещать в себя обширную библиотеку русской литературы и предлагать языковые курсы.
Россия отказалась отправить своих солдат в поддержку миссии НАТО и предоставила военную помощь лишь в ограниченных масштабах. Несмотря на то, что сейчас ведутся разговоры о том, чтобы оснастить афганские вооруженные силы большим количеством автоматов Калашникова, детали этого плана пока не были закреплены на официальном уровне, и в центре российской программы по развитию остаются гражданские проекты.
«То, что Советы сделали здесь, было поистине фундаментальным. Они строили планы на длительный период времени», — говорит Ахмад, главный инженер строительного завода, который, подобно многим другим афганцам, использует только имя.
В течение 30 лет Ахмад ходил в свой кабинет мимо одной и той же надписи.
«Этот завод, — говорится там, — был построен дружественным правительством Советского Союза и передан афганскому народу в качестве подарка». На камне также вырезан год строительства завода — 1962.
В 1980-е годы, когда началась война Афганистана с Советским Союзом, слово «дружественный» приобрело ироничное значение. Теперь, когда Россия обещает вернуть завод к периоду пика его производительности, это прилагательное снова начинает находить отклик у его рабочих.
«Мы не видим разницы между американцами и русскими. Кем бы они ни были, они хотят нам помочь, — говорит Ахмад. — Мы рады возвращению русских».