Последствия санкций Запада против России прокатились по всей стране и за ее пределами, ударив по российским акциям, воспрепятствовав части электронных платежей внутри страны и заставив трейдеров усомниться в том, что им все еще стоит вести дела с крупным женевским энергетическим трейдером.
В пятницу, 21 марта, платежные системы Visa Inc. и MasterCard Inc. объявили о том, что они прекращают обслуживание клиентов банка «Россия» и трех других российских банков в связи с введением санкций. Этот шаг стал следующим в серии мер, направленных против российских политиков и некоторых представителей финансовых структур, поддерживающих близкое окружение президента Владимира Путина. Кроме того, в пятницу Евросоюз обнародовал список российских чиновников, на которых будут распространяться его санкции.
В пятницу топ-менеджеры Gunvor Group, крупнейшего в мире независимого энергетического трейдера, заверили своих клиентов и банкиров, что санкции США против одного из его основателей не помешают ведению торговых операций. Казначейство США заявило, что г-н Путин является одним из инвесторов этой компании. Представители компании опровергли информацию о том, что г-н Путин является ее инвестором.
В четверг, 20 марта, Вашингтон объявил о введении санкций против Геннадия Тимченко, которому до недавнего времени принадлежали 43% акций группы. Спустя всего несколько часов представители Gunvor объявили, что накануне в среду он продал свою долю акций компании другому сооснователю Gunvor Торбьорну Торнквису (Torbjorn Tornqvist).
Санкции спровоцировали «кризис» «ранним утром», как сказал г-н Торнквист в своем интервью. По его словам, санкции США удивили руководителей компании, однако за последние сутки они уже связались с трейдерами, банкирами и контрагентами, чтобы успокоить их. «Мы убедили американские банки, что компания работает в обычном режиме», — добавил он.
Однако отсутствие ясности сохраняется на многих торговых площадках. Энергетические контракты Gunvor с другими международными трейдерами и производителями оцениваются в миллиарды долларов. В пятницу утром один из нефтяных трейдеров заявил, что сомнения относительно состоятельности Gunvor на самом деле являются очевидной проблемой, которую многие предпочитают игнорировать. По словам другого трейдера, американские и европейские компании «будут очень пристально наблюдать за делами, которые они ведут с Gunvor».
С группой Gunvor регулярно работают некоторые из крупнейших в мире акционерных компаний открытого типа, и, по словам экспертов, хорошо осведомленных в этом вопросе, руководство ряда этих компаний попыталось оценить последствия санкций, введенных в пятницу.
Компания Total SA владеет 16% акций российского производителя нефти ОАО «Новатек», 23% акций которого принадлежит г-ну Тимченко. Один из представителей Total сослался на высказывание руководителя компании, сделанное им ранее в этом месяце, о том, что компания является «долгосрочным инвестором» в России.
Компания BP владеет 20% акций контролируемого российским государством ОАО «Роснефть», которое в прошлом продавало нефть Gunvor. Представитель BP Тоби Одоун (Toby Odone) отказался прокомментировать предположение о том, что санкции против г-на Тимченко могут повлечь за собой негативные последствия.
«Мы серьезно относимся к нашему бизнесу в России. Разумеется, мы наблюдаем за развитием ситуации. Если эти санкции должны будут коснуться нас, мы с ними согласимся», — отметил г-н Одон.
Один из вопросов, которые нависли над Gunvor в пятницу, касался условий продажи г-ном Тимченко своей доли акций. Пол Гейт (Paul Gait), аналитик Sanford C. Bernstein, недавно оценил стоимость этой компании примерно в 3 миллиарда долларов. Контрагенты могут потребовать гарантий того, что эта сделка была совершена по справедливой цене, чтобы обезопасить себя от негативных последствий правового толка, если они продолжат вести дела с Gunvor.
Г-н Торнквист не стал называть цену, однако добавил, что акции были проданы по рыночной цене и что в договоре нет пунктов, позволяющих г-ну Тимченко выкупить свои акции.
«Мы не хотели, чтобы в этой сделке присутствовала какая-либо двусмысленность», — добавил г-н Торнквист.
Компания Gunvor ведет дела с крупнейшими мировыми банками, в том числе Goldman Sachs Group Inc. и Credit Suisse AG. По данным Dealogic, эти два банка, а также Société Générale, стали страхователями сделки с облигациями, заключенной в мае 2013 года.
По словам одного эксперта, осведомленного в этом вопросе, Goldman Sachs занимался исключительно облигационным финансированием для Gunvor. Представители Goldman, Credit Suisse и Société Générale отказались ответить на вопрос о том, будут ли их компании продолжать вести дела с Gunvor.
Вне энергетической сферы местные и иностранные инвесторы начали уходить с российского рынка или по крайней мере проводить оценку возможных рисков. Российские акции упали в цене, а индекс Московской фондовой биржи снизился в пятницу почти на 13%.
«Еще до начала кризиса мы примерно в два раза сократили наше присутствие, — сказал Мишель Гесуальди (Michele Gesualdi), ведущий инвестиционный менеджер компании Kairos Investment Management, которая имеет примерно 7 миллиардов долларов в активах под управлением. — Значительная часть бизнеса, если речь идет о долгосрочных [инвестициях в России], была свернута. Но они не ушли совсем, потому что сейчас могут появиться благоприятные возможности для совершения покупок».
Банки и другие финансовые игроки постарались убедиться в том, что их деятельность вписывается в санкции США и Евросоюза.
«Россия представляет собой лишь небольшую часть бизнеса, за который я отвечаю», — говорит глава отдела Европы, Ближнего Востока и Африки одного крупного международного банка, однако сейчас она «отнимает у меня непропорционально много времени».
С утра пятницы держатели карт Visa и MasterCard, выданных четырьмя российскими банками — банком «Россия», СМП-банком, Собинбанком и Инвесткапиталбанком — не могут заплатить за товары и услуги при помощи своих карт. Представители этих двух платежных систем заявили о том, что санкции, введенные США, обязывают их лишить эти банки доступа к их сети. Тем не менее, держатели карт имеют возможность снимать с них деньги через банкоматы. Собинбанк входит в состав группы банка «Россия». СМП-банк принадлежит двум ближайшим помощникам Владимира Путина, попавшим в список людей, на которых распространяются санкции США. А Инвесткапиталбанк является дочерней компанией СМП-банка.
Ожидается, что банки, связанные с банком «Россия», в ближайшее время прекратят свое сотрудничество с ним в связи с введением санкций. По данным сайта Clearing House Payments Co., банк «Россия» имеет корреспондентские счета в таких банках как Bank of New York Mellon Corp., J.P. Morgan Chase & Co. и американский филиал Deutsche Bank AG.
По словам официальных лиц США, в результате санкций, введенных США против банка «Россия», любые «корреспондентские отношения» с американскими финансовыми институтами будут прекращены. Корреспондентские банки обрабатывают трансакции и гасят платежи своих партнеров.
Представитель BNY Mellon отказался предоставить информацию о конкретных своих клиентах, однако добавил, что банк будет действовать в соответствии с санкциями правительства. По словам источника из J.P. Morgan, этот банк тоже будет действовать в соответствии с санкциями. В своем заявлении представитель Deutsche Bank заявила, что «мы следим за событиями и вводим санкции в соответствии с указаниями властей».
На фоне угрозы дальнейших санкций руководители западных компаний попытались заверить своих инвесторов в том, что они сохранят свое присутствие в России.
«Мы пытаемся понять, по какому сценарию будут развиваться события», — сказал Питер Седерваль (Peter Cedervall), руководитель одного из отделов компании Bombardier Inc., во время телефонной конференции в четверг, 20 марта. Этот канадский производитель самолетов и поездов решил сделать Россию местом своих новых инвестиций в железнодорожные системы после окончания Олимпийских игр в Сочи.
Еще одним дополнительным риском для западных инвесторов стало снижение курса российской валюты. Это может нанести удар по стоимости реализации товаров, которые оплачиваются рублями, конвертируемыми в валюту других стран. По словам г-на Седерваля, одним из выходов может стать «оплата через оффшорные организации, чтобы валюта и деньги не проходили через Россию».
Другие руководители западных компаний указывают на то, что пока остается неясным, какие последствия для экспорта и импорта повлекут за собой новые санкции. В России и на Украине только что завершились сделки по урожаям зерновых. «Теперь, вероятно, поднимется большой шум вокруг их экспорта» из черноморских портов, как говорит Грег Петерсон (Greg Peterson), директор отдела по работе с инвесторами поставщика сельскохозяйственного оборудования AGCO Corp.
Другие западные компании делают из волнений и неопределенности несколько иные выводы: для них это может стать благоприятной возможностью. Более агрессивная Россия может спровоцировать другие государства региона на значительное увеличение их оборонных бюджетов, как сказал Стивен Гаффни (Steven F. Gaffney), руководитель Delta Tucker Holdings Inc.,партнера военного подрядчика DynCorp International Inc., во время беседы 14 марта.