Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Первостепенные задачи внешней политики Ирана

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Ядерные переговоры дошли до ответственного момента. Здесь крайне важно добиться на переговорах реализации законных прав Исламской республики таким образом, чтобы, отменив санкции, получить те блага, ради которых иранский народ пошел на столь большие жертвы.

Новый 1393 год по иранскому солнечному календарю будет крайне важным для внешней политики Исламской республики, стоящей на пороге важных событий. Перемены, происходящие в регионе и мире, таковы, что внешнеполитические стратеги Ирана должны точно определить свои первоочередные шаги и разработать для них четкую программу действий. Время – это главный факт, на который надо сделать упор, и за любую упущенную возможность придется платить высокую цену. Учитывая нынешнюю ситуацию, кажется целесообразным заявить о следующих прерогативах внешней политики Ирана.

1. Активное продвижение переговоров по ядерной программе

Ядерные переговоры дошли до ответственного момента. Здесь крайне важно добиться на переговорах реализации законных прав Исламской республики таким образом, чтобы, отменив санкции, получить те блага, ради которых иранский народ пошел на столь большие жертвы. Сила Ирана заключается в том, чтобы адекватно учитывать свои потенциальные возможности за столом переговоров. Недооценивать эти возможности или забывать о них просто недопустимо. Любое пренебрежение ими может привести к потере многих выгод. Одновременно с этим необходимо помнить, что директивы Духовного лидера Ирана аятоллы Али Хаменеи в отношении тактики переговоров остаются базовой инструкцией для их проведения. Стоит напомнить его слова о том, что, учитывая сущность западного империализма, не следует ждать от переговоров по ядерной проблеме слишком многого, однако нынешнему правительству Ирана, равно как и предшествовавшим ему кабинетам, разрешено участвовать в переговорном процессе. В данный момент именно иранской стороне надлежит активно продвигать переговоры. Их конечной целью, по утверждению духовного лидера, является внутреннее укрепление ныне действующего политического режима в Иране, повышение финансовой и экономической мощи страны, удовлетворение потребностей иранского народа,  а также ликвидация нищеты и неравноправия в национальных структурах. Если внутренние параметры государственной мощи будут повышены, внешние силы гораздо меньше смогут давить на страну. Таким образом, общий вывод может быть следующим: внешняя политика Ирана является продолжением внутренней. Другими словами, чем больше успехов будет достигнуто в экономическом развитии, или, выражаясь словами Духовного лидера, «экономике сопротивления», тем значительнее окажутся победы Ирана в международной сфере.

2. Создание доверия и разрядка напряженности

Идея о создании атмосферы доверия и разрядки напряженности в отношениях с западным миром весьма позитивна. Иранской стороне не следует намеренно провоцировать Запад и создавать напряженность тем или иными своими действиями. Тем не менее, надо понимать, что сам западный мир является главным провокатором, мешающим созданию доверия и разрядке напряженности. Все, конечно же, помнят, как недавно верховный представитель Евросоюза по внешней политике и безопасности Кэтрин Эштон, действуя в нарушении принципа национального суверенитета Ирана и международного закона о невмешательстве во внутренние дела другой страны, позволила себе нарушить дипломатическую этику и завела разговор о защите прав человека в Исламской республике. Если бы такой вопрос подняли иранские дипломаты, их бы наверняка обвинили в экстремизме и даже терроризме. В конце концов, о какой разрядке может идти речь, если затрагиваются основы доверия к Ирану? К тому же создается впечатление, что язык дипломатии, призванный служить разрядке напряженности, оказывается не столь эффективным, а западные дипломаты намного более дерзкие и неуважительные, нежели привыкли думать в Иране. Жесты, подобные этому, демонстрируют привычку западных государств вмешиваться во внутренние иранские события. Если они решили придерживаться такой линии поведения, мы, иранцы, тоже имеем право заявлять свой протест в связи с этим и предпринимать ответные дипломатические меры. Мы тоже начнем сотрудничать с теми, кто лишился своих близких в результате военных агрессий в разных частях света. Мы тоже начнем взаимодействовать с лидерами движения «Захвати Уолл-Стрит», чей призыв о справедливости был раздавлен бульдозерами.  Мы тоже начнем оказывать помощь тысячам родственников героев, погибших в правой борьбе против сионистского правительства. Если западные лидеры все также будут рассуждать о возможности военных акций против Ирана, мы будем считать себя вправе продемонстрировать им собственный ракетный потенциал и напомнить о своем влиянии в других странах. Если они и впредь будут твердить о санкциях, мы перейдем к сопротивлению и обороне. Иранское внешнеполитическое руководство, конечно же, учитывает тот факт, что в его обязанности входит не реагировать на устрашение и разного рода заявления либерального функционализма, а устрашать самому или даже создавать баланс страха. Баланс страха – это реалистичный подход, целью которого является обеспечение мира и безопасности посредством равновесия угроз.

3. Реалистичный идеализм

Исламская революция создала особый, неповторимый облик Ирана. Этот облик сложился в результате концепции, разработанной основателем Исламской республики аятоллой Хомейни. Основными составляющими этой концепции являются исламский республиканизм, установка на справедливое правление, неприемлемость империализма, поддержка обездоленных, борьба с Израилем, поддержка законных прав палестинского народа, отрицание несправедливого экономического миропорядка и противодействие Соединенным Штатам как лидеру империалистического мира. Умеренный подход во внешней политике вовсе не означает отказа от всех этих принципов, ведь именно они на протяжении уже 35 лет определяют суть Исламской революции в Иране. Разве можем мы исключить из внешней политики Ирана такие принципы, как отрицание законности государства Израиль и защита законных прав народа Палестины? Разве можем мы согласиться с существованием несправедливого миропорядка? Разве можем мы отрицать антиимпериалистическую сущность нашей Исламской революции? Все эти принципы составляют суть внешней политики Исламской республики Иран. Если когда-нибудь мы отречемся от них, это будет означать, что наша внешняя политика лишилась всякого смысла. Поэтому основной внешнеполитической задачей Ирана в новом году должен стать упор на реалистический идеализм. Иначе говоря, опираясь на главенствующие принципы своей внешней политики, мы должны реалистично учитывать внутреннюю и внешнюю обстановку и действовать в пользу собственных национальных интересов.

4. Четкое планирование «работодательской» внешней политики

Учитывая основные директивы духовного лидера касательно создания и укрепления «экономики сопротивления» и усиления внутренних критериев для придания большего веса внешней политике, следует уделять большее внимание точному планированию и налаживанию так называемой работодательской внешней политики. Суть этой политики заключается в том, что весь дипломатический корпус при максимальной экономии времени и четком планировании должен проводить внешнюю политику таким образом, чтобы для молодого поколения иранцев создавалось как можно больше трудовых вакансий. Другими словами, наше целевое планирование во внешней политике заключается в создании профессиональной занятости внутри страны. В связи с этим дипломатия Ирана должна перестать традиционной и постепенно модернизироваться. Иранским посольствам за рубежом следует заняться изучением инвестиционных и экономических возможностей, снабжать Тегеран соответствующей информацией, а затем вплотную работать по этим вопросам, определяя при этом основные прерогативы капиталовложений. Основной задачей иранской внешней политики в новом году должно стать определение этих экономических возможностей, чтобы дипломатия также вносила свой вклад в обеспечение населения рабочими местами и борьбу с безработицей. Сегодня иностранные инвесторы заинтересованы в сотрудничестве с разными странами и выбирают самые выгодные условия для капиталовложений. Зарубежные инвестиции при условии соблюдения внутренних законов страны представляют собой самый лучший способ развития национальной экономики.

5. Присоединение Ирана ко Всемирной торговой организации

В настоящий момент Исламская республика является наблюдателем в ВТО, однако переговоры о ее полноценном членстве еще ни к чему не привели. Первоочередными внешнеполитическими задачами нынешнего правительства Хасана Рухани является завершение процесса присоединения Ирана к Всемирной торговой организации, ведь от этого зависит в значительной степени приток в страну иностранных инвестиций. Конечно, присоединение Ирана к ВТО может привести к противоречивым последствиям, однако, учитывая членство в этой организации порядка 160 государств, завершить процесс полноценного включения в нее Исламской республики крайне необходимо. К моменту вступления для Ирана были определены конкретные условия, по которым он должен составить всю необходимую документацию и затем обсудить ее с представителями организации. Переговоры о вступлении в ВТО и согласовании документа о присоединении потребуют много сил. Можно даже утверждать, что они еще более сложные, чем переговоры по ядерной программе, потому что касательно вступления в ВТО иранские дипломаты должны будут добиться максимальной выгоды для своей страны, получив как можно больше иностранных инвестиций, но при этом нанеся как можно меньше вреда национальной промышленности. Для этого необходимо использовать знания профессионалов с большим стажем работы, а также опыт других уже присоединившихся стран, особенно из числа развивающихся. Внешнеполитический аппарат Ирана не должен упускать возможность по присоединению к ВТО и самое главное в этом вопросе – не упустить время.

6. Упор на интеграцию и сотрудничество с исламскими и развивающимися странами


Принимая во внимание установку Исламской революции по ведению борьбы с империализмом и поддержку обездоленных, опираясь на более чем 30-летнюю дипломатическую практику Исламской республики, можно утверждать, что сотрудничество с исламскими и развивающимися странами стало одним из главных принципов Тегерана. Сейчас во многих мусульманских и немусульманских государствах Азии, Африки и Латинской Америки Иран считают надежным другом и партнером. Этот факт сам по себе весьма ценен, поэтому правительство Рухани не должно пренебрегать актуальностью данной политики и ее планированием. Другими прерогативами иранской внешней политики является фронт исламского сопротивления в Ливане и Сирии, а также поддержка законных прав палестинского народа, которая обеспечивает наш авторитет в мусульманских странах и во всем мире. Этот авторитет и доверие к Ирану необходимо использовать для укрепления позиций страны на международной арене. Кстати, он уже доказал свою эффективность в Сирии. Иран занимает уникальное положение на Ближнем Востоке, и в новом году он должен отдать предпочтение развитию отношений с двумя своими соседними странами – Афганистаном и Ираком.