Италия на протяжении грядущих 12 лет должна разоружить весь свой флот противовоздушной обороны. Это не произойдет сразу, предполагаются определенные шаги в этом направлении. Однако было бы огромной ошибкой оказаться неподготовленными при смене поколений средств обороны. В прошлом уже приходилось сталкиваться с уменьшением состава военно-воздушного флота из-за близорукости правителей. Тогда были позаимствованы американские самолеты за колоссальную сумму. Последние F-16 были возвращены в 2012 году.
На этот раз мы не оказались неподготовленными. Мы присоединились к программе Joint Strike Fighter, инвестировав два миллиарда долларов и взяв обязательство приобрести 90 самолетов (сначала предполагалось купить даже большее число машин). Из них 30 самолетов относятся к типу истребителей с укороченным взлетом и вертикальной посадкой F-35B. Они могут базироваться на авианосцах «Кавур». Передача машин будет постепенной, она начнется в 2015 и закончится в 2027 году.
Проект нацелен на создание перспективных малозаметных истребителей-бомбардировщиков пятого поколения, которые будут задействованы в ближайшие десятилетия. Их основная особенность заключается в возможностях в сфере радиоэлектронной борьбы. Они представляют собой истребители, оснащенные самой современной техникой, и скоро поступят на вооружение. Им нет равных в мире. Даже их прямой конкурент, российский реактивный многоцелевой истребитель Су-35 (по кодификации НАТО – Flanker-E), хотя и представляет собой прекрасный образец традиционной технологии, не идет в сравнение. Тем не менее, критики утверждают, что машины, разработанные американской фирмой Lockheed Martin при международном сотрудничестве, которое включает 27 итальянских предприятий, не полностью оправдали возложенные на них надежды. Действительно, самолеты все еще проходят оперативную проверку. Пока не завершены контрольные испытания, которые конструкторы должны провести, чтобы устранить все критические моменты. Но это не касается машин, заказанных Италией.
Предполагается, что до момента передачи Италии самолеты пройдут фазу IOC (начальной оперативной подготовки). В течение 2017 года будут переданы три уже оплаченные машины. В 2013 году был оформлен заказ на покупку еще шести самолетов и подготовлены материалы для других четырех машин, которые должны быть собраны за 2014-2015 годы.
Утверждения о том, что необходимо сократить программу приобретения F-35, чтобы накормить наших голодных, это дешевая провокация. Чем больше мы сократим заказ, тем больше у нас будет бедных. Речь идет об экономии, но левые в правительстве не говорят всей правды. Проект предполагает не только приобретение 90 истребителей. Lockheed Martin договорилась с итальянской компанией Alenia-Aermacchi о создании завода в Камери, в Пьемонте по сборке 835-и комплектов крыльев. Очень скоро на заводе была введена в строй конвейерная линия Faco для сборки машин, предназначенных для Италии, и 37 самолетов, купленных Королевскими военно-воздушными силами Голландии. Завод начал функционировать в 2013 году. Он начнет работать на полную мощность в 2016 году, когда будут собираться две машины в месяц. Наша лидирующая в данном секторе компания надеется договориться со своим заокеанским партнером о том, чтобы завод в Камери стал единственным ангаром на европейской земле, где будет производиться в ближайшие 40 лет текущий ремонт и техническое обслуживание всех самолетов, находящихся на оперативной службе в Европе.
Легко подсчитать, что покупка 90 машин выльется в сумму 12 миллиардов долларов в течение 12 лет. Взамен итальянская промышленность могла бы получить контракты, которые оправдали бы эти инвестиции. Но если сократить заказ, то пойдут насмарку все договоры о партнерстве, связанные с проектом, а возможности для наших предприятий и наших работников будут потеряны. Предполагается создание десяти тысяч рабочих мест, если завод в Италии будет осуществлять технический контроль всего европейского флота F-35. Президент Обама во время официального визита высказал итальянскому правительству свою обеспокоенность возможностью того, что итальянские инвестиции будут значительны сокращены. Ясно, что он думает о работе американских предприятий. Было бы правильно, если бы наши политики тоже больше думали об итальянских компаниях, а не о возможном сокращении расходов. Сокращайте свои собственные расходы, если вы так заботитесь об экономии.
Серьезный подход заставил бы наших представителей думать о доходах, а не просто о сокращении расходов. Как это сделать? Можно пересмотреть договоры с нашими партнерами из США и попробовать, например, в дополнение к техническому контролю за европейскими военными самолетами получить заказ на техническое обслуживание американских самолетов и кораблей, которые дислоцируются в Европе. Нужно учитывать, что мы – не единственные в этой игре, нашим конкурентом является Турция. Тем не менее, у нас есть важное преимущество, так как завод в Камери находится на стадии оперативной готовности. Кроме того, наши высокотехнологичные предприятия владеют самыми современными секретами производства. Нужно задействовать как можно больше малых и средних предприятий для участия в программе и добиваться высоких результатов. Опыт, полученный от сотрудничества с американской промышленностью, может улучшить качество нашей текущей продукции.
Препятствием в достижении этого важного преимущества является жесткая политика охраны национальных изобретений в США. Нормативная дисциплина ограничивает передачу информации иностранным партнерам. В этом случае политики могли бы помочь нашим предприятиям. Обама приехал, чтобы попросить о многом. Было бы вполне прилично попросить его смягчить нормы безопасности, чтобы итальянские предприятия имели больший доступ к программе. Беспокоит то, что наши левые нашли благовидный предлог для снижения стратегической обороноспособности нашей страны. Они были коммунистами и ими остаются, хотя сейчас называются соратниками Ренци. Будь их воля, они бы ограничили задачи армии перехватом незаконных иммигрантов в море, чтобы безопасно доставить их в нашу страну, а также пацифистскими парадами с оливковыми ветвями вместо оружия.
Но трудно винить в таком подходе только тех, кто всегда так думал. Более тяжелая ответственность ложится на правых, которые перешли на сторону своих противников и поддерживают их. Пусть не обижаются Альфано и его товарищи, которых можно назвать «полезными идиотами». Они продались за чечевичную похлебку, у них не хватило даже смелости потребовать от Ренци пост министра обороны. Во времена Летты, по крайней мере, во главе этого министерства стоял Мауро. О Министерстве иностранных дел и говорить нечего. Они еще заявляют, что являются равноправными членами правительства, а выполняют роль прислуги. Интересно, когда министр обороны объявит о сокращении программы инвестиций для покупки F-35, они назовут это благом для страны? Жаль, что за столом с русской рулеткой сидят итальянцы.