В списке обсуждавшихся последние дни претендентов на кресло премьер-министра (Лоран Фабиус, Жан-Ив Ле Дриан...) Манюэль Вальс оказался единственным, кто не мог голосовать за Франсуа Миттерана во втором туре президентских выборов 1981 года. Дело в том, что тогда у него был только испанский паспорт: французское гражданство он получил только в 1982 году. Таким образом, Франсуа Олланд впервые назначил главой правительства рожденного за границей человека.
Новый премьер появился на свет в 1962 году в Барселоне в семье художника Ксваье Вальса (Xavier Valls) и швейцарки Луизы Гальфетти (Luisa Galfetti).
Этап № 1: студент-активист
В 1980 году во время учебы на истфаке в Париже он вступил в Социалистическую партию, чтобы поддержать Мишеля Рокара (Michel Rocard), и в Национальный союз французских студентов. В 1983 году он стал парламентским атташе депутата Робера Шапюи (Robert Chapuis) и оставался на этой должности вплоть до новых выборов в 1986 году.
Тогда его избрали в региональный совет Иль-де-Франс, где он работал вплоть до 2002 года (последние четыре года на посту заместителя председателя по финансовым вопросам). Кроме того, в 1989 году он стал заместителем мэра Аржантея и заседал в муниципальном совете до 2000 года.
Параллельно с этим он начал карьеру в правительстве: в 1991 году он стал уполномоченным по особым поручениям в канцелярии Мишеля Рокара в Матиньонском дворце, а с 1991 по 1993 год — заместителем ответственного представителя правительства по Олимпийским играм в Альбервиле.
Этап № 2: депутат, мэр и высокопоставленный советник
В 1995 году он стал национальным секретарем Соцпартии по связям с общественностью и играл одну из ведущих ролей во время избирательной кампании 1997 года вместе с Жаком Сегела (Jacques Séguéla) и его другом Стефаном Фуксом (Stéphane Fouks). Он выставил свою кандидатуру в Аржантее, где ему противостояли Жорж Мотрон (Georges Mothron) и Робер Ю (Robert Hue), на которого он обрушился с жесткой критикой. Тем не менее, он занял лишь четвертое место в первом туре с 17,32% голосов, уступив даже представителю Национального фронта. Тогда он получил должность уполномоченного по связям с общественностью в правительстве Лионеля Жоспена (Lionel Jospin).
В 2000 году он ушел с этого поста, чтобы подготовиться к участию в муниципальных выборах в Эври. Там ему удалось набрать 44% голосов, оставив позади бывшего госсекретаря от «Объединения в поддержку республики» Жана де Буасю (Jean de Boishue) и социалиста-диссидента Пьера-Жана Банюля (Pierre-Jean Banuls), который раскритиковал его как «засланца правительства».
В следующем году его избрали депутатом 53% голосов в первом округе Эсон, где ему противостоял мэр Корбей-Эсон Серж Дассо (Serge Dassault). В 2008 году он с легкостью добился переизбрания мэром Эври с результатом в 70% голосов в первом туре, а затем стал председателем сообщества французских коммун благодаря поддержке представителя «Союза за народное движение». Пост мэра позволил ему высказать свое мнение по многим громким вопросам, таким как дело халяльных магазинов и беспорядки в пригородах в 2005 году.
Этап № 3: бунтарь в Социалистической партии
После съезда в Дижоне в 2003 году его назначили национальным секретарем Соцпартии по координационным и организационным вопросам, а затем ему пришлось разбираться с непростой ситуацией вокруг референдума по европейской конституции. Он был сторонником отрицательного ответа (и даже называл позицию бывшего начальника Лионеля Жоспена «смиренным «да»), оказался в меньшинстве во время внутреннего референдума в декабре 2004 года и был лишен должности секретаря. Тем не менее, в 2005 году его вернули обратно после того, как он провел целую кампанию в поддержку европейского соглашения и частности написал в статье в Le Monde, что «нет» станет поражением для Соцпарии: «Теперь “нет” на референдуме больше не является ответом социал-демократии».
В июле 2006 году он стал одним из тех социалистов, которые призвали Лионеля Жоспена выставить свою кандидатуру, а после его отказа присоединились к лагерю Сеголен Руаяль (Ségolène Royal) на праймериз. Тем не менее, после ее поражения в 2007 году это не помешало Вальсу критически отозваться об отношениях Руаяль с первым секретарем партии Франсуа Олландом: «Мне надоело, что партия стала заложницей этой парочки».
Как бы то ни было, он продолжил поддерживать Руаяль внутри партии на съезде в Реймсе в 2008 году и сделал весьма резкие заявления после достигнутой с небольшим перевесом победы Мартин Обри (Martine Aubry).
Этап № 4: либерализм на праймериз
После президентских выборов 2007 года Николя Саркози предложил ему войти в правительство, но получил отказ. Он уже успел прославиться своими оригинальными взглядами внутри партии (по поводу названия Соцпартии, безопасности, пенсий, светского общества, Европы, альянсов в центристами, 35-часовой рабочей недели...) и в июле 2009 года получил жесткую выволочку от Мартин Обри, которая в открытом письме призвала его прекратить «отдаляться» от партии и «выступать в СМИ в целях личного продвижения».
За месяц до того, 13 июня, он рассказал le Journal du dimanche о намерении выставить свою кандидатуру в Соцпартии в 2011 году: «Если никто не докажет мне, что какой-то другой социалист может лучше меня провести обновление партии (а пока что таких я не вижу), я сам понесу эти идеи».
Как бы то ни было, в марте 2011 года он несколько смягчил позицию и заявил о готовности поддержать Доминика Стросс-Кана (Dominique Strauss-Kahn): «Если он выставит свою кандидатуру, то всем социалистам, и мне в том числе, стоит задуматься о том, нужно ли нам быть кандидатами».
После того как бывшему генеральному директору МВФ пришлось отказаться от всех планов, Вальс принял участие в праймериз 7 июня 2011 года под лозунгом «Энергия перемен». Наравне с Арно Монтебуром (Arnaud Montebourg) он стал самым молодым кандидатом на социалистических праймериз, который представил наиболее четко выраженную идеологическую линию, особенно в том, что касается вопросов безопасности и долгов. Британское издание The Economist даже приветствовало его «современный и свежий» взгляд на левые силы.
Этап № 5: главный полицейский Олланда
Праймериз и предшествовавшие им дебаты позволили ему добиться известности у широкой аудитории. В итоге он наступал на пятки Сеголен Руаяль с 5,7% голосов, но все равно финишировал в первом туре лишь пятым, обойдя только Жана-Мишеля Байле (Jean-Michel Baylet).
9 октября, сразу же после первого тура, он объявил о поддержке Франсуа Олланда во втором туре. Такое молниеносное решение принесло мэру Эври пост пресс-секретаря штаба Олланда во время президентской кампании (в прессе неоднократно отмечали его эффективную работу), а затем и должность министра внутренних дел после победы кандидата от Социалистической партии.
В правительстве он быстро зарекомендовал себя самым популярным министром, чьи рейтинги стабильно выше 40%. Тем не менее, он вызывает серьезный раскол в собственном лагере: его миграционную политику считают слишком похожей на существовавшую в прошлом правительстве, а позицию по праву голоса для иностранцев чересчур осторожной (это не говоря уже буре вокруг дела Леонарды).
Как бы то ни было, все это не помешало Франсуа Олланду призвать его в Матиньонский дворец после одного из самых серьезных поражений левых на выборах за всю историю V Республики.