Жан-Пьер Раффарен (Jean-Pierre Raffarin) как всегда прекрасно проявил себя в искусстве острого политического комментария. «Выбор Вальса, наверное, очень многое проясняет в ориентации политики Олланда», — заявил бывший премьер-министр Жака Ширака. По его словам, «эта ориентация придется по вкусу центристам и правым».
Другой свободный мыслитель «Союза за народное движение» Патрик Деведжян отметил «смещение вправо» и напомнил о вероятности того, что Вальс «может стать министром открытости с Николя Саркози».
Правый поворот
Причиной тому служат не только личные убеждения нового премьер-министра. Все прекрасно помнят, что на социалистических праймериз в 2011 году Вальс упорно отстаивал настолько правый курс, что набрал всего 5,6% голосов. Тем не менее, сегодня его политические взгляды вошли в резонанс с ориентацией президентской политики, что наводит на мысль о грядущих потрясениях для большинства.
Дело в том, что смена главы правительства накладывается на закрепление политической линии, символом которой стал пакт ответственности. Это при том, что значительная часть левого электората не согласна с таким выбором. В понедельник Олланд предельно ясно дал понять, что готов «сделать» все для создания рабочих мест на предприятиях. В независимости от результатов выборов.
Одиночество Соцпартии
Такой выбор курса и людей может лишь нанести тяжелейший удар по парламентскому большинству. Решение (пусть и не единогласное) партии «Европа Экология Зеленые» не принимать участия в формировании нового правительства уже можно считать серьезным предупреждением.
На волне недавних успехов на муниципальных выборах «зеленые», без сомнения, будут активнее критиковать социалистические власти. Сесиль Дюфло (Cécile Duflot) и Паскаль Канфен (Pascal Canfin) уже сейчас говорят, что будут «предельно внимательно» следить за действиями нового правительства.
После возвращения Соцпартии к власти не прошло и двух лет, а она уже оказалась практически в одиночестве у руля исполнительной власти. Олланд неосторожно игнорирует прозвучавшее в 1988 году предупреждение Франсуа Миттерана: «Неправильно, когда всем управляет одна партия». Напомним, что социалисты набрали в общей сложности всего 29,4% голосов в первом туре парламентских выборов 2012 года.
Сомнения социалистов
Нынешнее одиночество Соцпартии сопровождается растущей напряженностью в ее рядах. Левому крылу совершенно не пришлись по вкусу назначение Вальса и отказ от переориентации экономической политики.
Тем не менее, недовольство направлением президентского курса может быть гораздо шире. «Расплачиваться по счетам пришлом мэрам. Нужно поднять бунт в парламенте: если будущее правительство не начнет переориентацию, то ни о каком доверии не может идти и речи», — возмутился депутат от Эндра и Луары Лоран Бомель (Laurent Baumel) после провала левых на муниципальных выборах.
Сторонники Мартин Обри тоже настороже. Депутат от Ньевра Кристиан Поль (Christian Paul) уверен, что «ничто уже не будет как раньше», и что «отныне парламентарии будут влиять на принятие решений» исполнительной властью. То есть, обрисовавшаяся перспектива сосуществования коснется не только взаимодействия президента с его премьер-министром, но и отношений между правительством и парламентским большинством.
Все это будет тем сложнее, что у Соцпартии едва хватает мест для абсолютного большинства в Национальном собрании. После отставки Сесиль Дюфло, которая собирается вернуться в парламент, речь будет идти всего лишь о двух депутатских креслах.
Все это дает реальные инструменты давления протестным течениям в Соцпартии. Принадлежащие к ним депутаты уже начали договариваться о том, чтобы предложить Вальсу «договор большинства»...
Раскол среди левых
Развитие критически настроенного левого движения на фланге Соцпартии тоже отвечает логике новой политической картины. Канфен совершенно правильно говорил о смещении «тектонических плит». Равновесие внутри левых сил сегодня меняется.
Соцпартия лишилась немалой части своих депутатов на местах и теперь уже не может похвастаться таким прочным положением как раньше. «Зеленые» убедились в верности критической позиции по отношению к партии власти, тогда как Левому фронту в большинстве случаев удалось дать отпор нападкам социалистов.
Привлекательность гренобльской модели даст о себе знать среди левых. Альянс «зеленых», Партии левых и активистов гражданских ассоциаций доказал свою притягательную силу и взял верх над Соцпартией в ключевых дебатах, когда обе стороны отстаивали противоположные точки зрения. Этот раскол среди левых сил вполне может снова дать о себе знать в будущем.
Как бы то ни было, Манюэль Вальс, которого сегодня поддерживают Арно Монтебур (Arnaud Montebourg) и Бенуа Амон (Benoît Hamon), может попытаться сформировать свое правительство так, чтобы успокоить встревоженных левых. Однако логика принятых решений и текущая ситуация скорее наводят на мысль о перестроении большинства в другом направлении. Потенциальным партнером здесь может выступить центристский альянс Союза демократов и независимых и Демократического движения. Получается, что в таких условиях Олланду ничего не останется, кроме как окончательно погубить левых?