Европейские лидеры пытаются выступить единым фронтом в своем осуждении действий России на Украине. Однако у себя на родине им приходится бороться с некоторыми влиятельными общественными деятелями, которые выражают поддержку президенту России Владимиру Путину.
Бывший премьер-министр Италии Сильвио Берлускони утверждает, что изоляция России «противоречит истории». Самый известный популист Британии считает г-на Путина мужчиной среди мальчиков. В Германии, где эмпатия по отношению к позиции Москвы выражена сильнее, чем где-либо еще, средства массовой информации даже придумали для сторонников России новое прозвище – «понимающие Путина».
Симпатия по отношению к Кремлю зачастую имеет оттенок антиамериканизма, враждебного отношения к Евросоюзу, уважения к решительному руководству и страха нанести ущерб деловым интересам в России.
Во многих странах сторонники г-на Путина являются довольно известными людьми, которые зачастую принадлежат антиистеблишменту и не обращают особого внимания на господствующую точку зрения общественности. Однако в Германии среди сторонников России оказались двое бывших канцлеров, дипломаты, законодатели и руководители бизнеса.
Позиция сторонников Москвы проливает свет на деликатные аспекты внутренней политики, которые некоторым европейским лидерам — особенно канцлеру Германии Ангеле Меркель — придется каким-либо образом разрешить, если они хотят заставить г-на Путина отступить в вопросе Украины.
Соединенное Королевство, Франция и Германия решили исключить Россию из Большой восьмерки. Евросоюз ввел санкции против высокопоставленных российских чиновников и пригрозил ввести масштабные экономические санкции в том случае, если Москва решится на военное вторжение в восточную часть Украины. Критики России считают эти меры слишком слабым наказанием, учитывая опасность ситуации вокруг аннексии Россией Крыма, международно признанного неотъемлемой частью территории Украины.
Однако сторонники Москвы — даже если они полностью не одобряют аннексию Крыма — видят в российском лидере массу замечательных качеств.
«Мне он не нравится, я бы не стал ему доверять и я бы не хотел жить в его стране, — сказал на этой неделе Найджел Фарадж (Nigel Farage), евроскептик и лидер Партии независимости Соединенного Королевства. — Однако в сравнении с детьми, которые руководят внешней политикой в нашей стране, я его уважаю гораздо больше, чем наших лидеров». Ранее в этом году в своем интервью журналу GQ г-н Фарадж назвал г-на Путина тем мировым лидером, который больше всего его восхищает, «как деятель, а не как человек».
На прошлой неделе в Италии г-н Берлускони, который тесно общается с г-ном Путиным и даже однажды ездил на отдых вместе с ним, назвал исключение России из Большой восьмерки шагом «опрометчивым и далеким от конструктивного духа» его собственной дипломатии. Однако большинство итальянцев настолько поглощены внутренними проблемами своей страны, что это высказывание г-на Берлускони в защиту Москвы не вызвало практически никакого резонанса.
Во Франции некоторые политики ультраправого и ультралевого крыла тоже выразили свое восхищение российским президентом. «С моей точки зрения г-н Путин совершил только одну ошибку, тогда как его оппоненты, американцы и Евросоюз, совершали одну грубейшую ошибку за другой», — заявил в беседе с тележурналистами Жан-Мари Ле Пен (Jean-Marie Le Pen), основатель ультраправой партии «Национальный фронт».
Франсуа Фийон (François Fillon), бывший правоцентристский премьер-министр Франции, призвал свою страну признать претензии России на Крым исторически законными. Он также озвучил мнение многих европейских деятелей, когда в своем интервью на французском радио он сказал, что «чем меньше США вмешиваются в это дело, тем лучше». Между тем, согласно данным недавних опросов общественного мнения, большинство французских избирателей относятся к г-ну Путину с недоверием.
Несколько иная ситуация сложилась в Германии, где сторонников признания российских интересов оказалось гораздо больше. На отношение немцев к позиции России до сих пор влияет комплекс вины, оставшийся с эпохи нацизма, а также наличие глубоких деловых связей между странами.
Согласно результатам опроса общественного мнения, проведенного центром YouGov в Европе с 21 по 27 марта, оппозиция экономическим санкциям, как способу наказать Россию, составляет 36% в Германии, 23% в Великобритании и почти 15% в Дании, Швеции и Норвегии.
В своем интервью еженедельной газете Die Zeit бывший канцлер Германии Гельмут Шмидт (Helmut Schmidt) сказал, что он считает действия г-на Путина «абсолютно понятными», и призвал немцев задуматься над собственной историей, прежде чем осуждать Кремль.
«Историческое развитие Крыма гораздо важнее апеллирования к международному праву, — сказал г-н Шмидт. — Историки пока даже не пришли к единому мнению относительно того, существует ли вообще такое понятие, как украинская нация».
Герхард Шредер, который был канцлером Германии до 2005 года и который выстроил тесные дружеские отношения с г-ном Путиным, заявил, что он понимает нежелание России оказаться в окружении Запада.
Пророссийские позиции г-на Шредера широко известны в Германии. Бывший канцлер, который теперь занимает пост председателя комитета акционеров совместной газовой компании с контролирующим участием российского государственного энергетического гиганта «Газпром», однажды назвал г-на Путина «безупречным демократом».
Хотя г-н Шредер не поддерживает аннексию Крыма, он все же не склонен преувеличивать масштабы нарушения Россией норм международного права, заявляя, что Германия и НАТО тоже нарушили международное законодательство, когда нанесли удар по Сербии без согласия ООН — г-н Путин тоже ссылался на этот прецедент.
Г-жа Меркель выступила с резкой критикой в адрес г-на Путина и предупредила, что этот кризис может нанести «огромный ущерб» России. Большинство немецких журналистов раскритиковали г-на Шредера, г-на Шмидта и других «понимающих Путина» и Россию за то, что они оправдывают военную агрессию в духе 19 века.
Однако позиции этих деятелей находят отклик среди некоторых представителей немецкой общественности и элиты. Глава компании Siemens Джо Кайзер (Joe Kaeser) сослался на заявления двоих бывших канцлеров в попытке оправдать свой противоречивый визит, который он нанес г-ну Путину на прошлой неделе.
Результаты опроса, проведенного в Германии 31 марта и 1 апреля, показали, что 49% респондентов считают, что внешняя политика их страны должна представлять собой «среднюю позицию между Западом и Россией», а 46% немцев считают, что Германия должна сохранить прочный альянс с Западом. В ходе другого опроса, проведенного в середине марта, половина респондентов ответила, что Евросоюзу необходимо просто принять аннексию Крыма Россией.
«Люди, которые употребляют словосочетание «понимающий Россию», на самом деле не понимают, о чем говорят — для них существует только черное и белое, — заметил бывший посол Германии в России Эрнст-Йорг фон Штудниц (Ernst-Jörg von Studnitz). — Меня тоже часто так называют, и я совершенно не возражаю против этого».