Организация турецкой полиции, представляющая собой крупнейшую структуру в системе национальной безопасности Турции, на текущей неделе вступает в 170-й год своего существования.
В рамках министерства правопорядка, которое, как официально принято считать, возникло в 1845 году и сложилось в 1879-м с началом реформаторского движения (1876 год), в 1881 году были посеяны первые семена структуры Генерального директората безопасности.
Занимая 3-е место по численности после структур образования и здравоохранения с кадровым составом численностью в 280 тысяч постоянных сотрудников, организация национальной безопасности сегодня вступает в новый год своей истории в обстановке крупных потрясений.
Во время государственного переворота 12 сентября 1980 года в организации по обеспечению безопасности произошел раскол на два политических лагеря с двумя разными идентичностями под названием «pol — der» (левые) и «pol — bir» (правые). Спустя 35 лет, прошедшие с тех пор, полиция превратилась в структуру, оказывающую прямое воздействие на процесс управления государством.
Вооруженные атаки, начатые в тот период правыми и левыми сотрудниками полиции в отношении друг друга, сегодня вновь обрели актуальность в условиях разделения полицейской структуры на два других полюса — сторонников «Джамаата» и остальных.
У этого «внутреннего конфликта» есть разные мотивы, но в числе важнейших из них — излишняя «вовлеченность в политику» полицейской организации, члены которой являются заметной частью кадрового состава Вооруженных сил Турции, «уполномоченного» носить огнестрельное оружие.
Краеугольным камнем данной политизации стало то, что при переходе к многопартийному периоду, начиная с 1950 года, полицейская организация (особенно в период пребывания у власти правых) всегда изображалась как альтернатива вооруженным силам в рамках логики «вооруженная сила на службе у гражданской власти».
Изменились коды
С созданием премьер-министром Тургутом Озалом правовых норм, предоставивших полиции полномочия на осуществление разведывательной деятельности, а также новые человеческие ресурсы (известные под названием «класс»), которые, помимо полицейского колледжа и полицейской академии, были призваны снабдить организацию руководящим составом, были порождены новые коды организации.
Погрузившись в новую идентичность вместе с процессом изменения кодов, полиция отразила в себе образ жизни консервативного анатолийского человека, и существование этой структуры обеспечивали практически все человеческие ресурсы. Таким образом, формирующая турецкое общество «разноцветность» не смогла найти места в полицейской организации.
Каждый раз организация безопасности использовала разные подходы в борьбе с преступностью и прежде всего террором. В результате подобного многообразия ей было сложно ухватиться за какой-либо определенный стандарт служебных обязанностей.
Принципы работы организации постоянно менялись в зависимости от политического вектора и участвующих в управлении лиц. Создать однообразие не удавалось. С одной стороны, стандартизация служебных обязанностей так и не была обеспечена, с другой — сегодня отсутствует даже намек на то, когда и при каких условиях это может быть сделано.
В конечном итоге такое положение дел, порожденное складывавшимся годами кадровым однообразием, привело к тому, что полицейская организация стала мишенью критики в крупных сегментах общества, прежде всего в правительстве.
Организация, оказавшаяся фигурантом крупного расследования о «злоупотреблении» полномочиями при раскрытии порученных ей преступлений, стала жить в тени обвинений в незаконном прослушивании телефонных переговоров и под угрозой уголовного преследования.
Имена лиц, телефоны которых, как утверждается, «незаконно» прослушивались практически каждый день, публично разглашаются в виде списка. Инспекторы, связанные с операциями по телефонному прослушиванию (операции протянулись от Эдирне до Вана и охватили 30 городов), непрерывно подготавливают отчеты и направляют их в прокуратуру.
Списки готовятся
Конечно, совершенные преступления не должны оставаться безнаказанными.
По причине причастности к операциям незаконного телефонного прослушивания от исполнения своих обязанностей были освобождены многие сотрудники полиции. Сегодня все чаще говорится о том, что от службы будет отстранена еще почти тысяча полицейских, имена которых возникли на повестке дня совсем недавно. Чтобы сломать существующую систему набора кадров в органы безопасности, в последние 10 лет волны назначений идут одна за другой.
Кроме того, бурную реакцию вызывают повседневные действия полиции, касающиеся рядовых граждан. Обвинения полиции в «негативной и предвзятой позиции», особенно в случае с общественными мероприятиями, вышли за пределы страны. Причем практически во всех докладах ЕС последнего времени действия полиции подвергаются критике.
Другая сторона медали не слишком отличается от первой рассмотренной стороны.
Полиция весьма отстала в области соблюдения личных прав служащих по сравнению с обладателями эквивалентных званий в других странах. Организацию покидают многие сотрудники, которые не видят будущего в организации и зачастую носят звание офицера или командующего.
Участились случаи самоубийства полицейских. Довольно много представителей организации подает в суд на свое учреждение. На мой взгляд, полиция занимает первое место по количеству судебных разбирательств с участием членов своего кадрового состава. Повышения, назначения, наказания, награды, квалификационные экзамены. Практически по каждому вопросу в судах административной, гражданской, уголовной юрисдикции рассматривается множество исков.
Полиция государства и народа
Как говорили раньше, «это тесто требует больше воды». Однако вступая в первый день 170-го года своего существования 10 апреля, полицейская организация встревожена, она кипит.
Несомненно, в том, что сегодня складывается такая ситуация, есть вина многих правительств. Нынешнее положение — расплата за превращение турецкой полиции из организации по обеспечению безопасности государства и народа в игрушку в руках политиков.