Иногда вся Финляндия задается каким-нибудь вопросом. Ну, например: нужно ли легализовать марихуану? чем опасен ислам? почему необходимо разрешить полноценные однополые браки?
Общественная дискуссия в этом случае идет сразу везде и в самых разных выражениях: в Facebook, в блогах, в газетах — на кухнях, разумеется, тоже.
И когда накал этой общественной дискуссии достигает определенного момента, государственный канал TV2 устраивает тематический вечер: «Гомовечер», «Исламский вечер», «Вечер марихуаны». «Драку» на эти вечера обычно «не заказывают»: все-таки это программа государственного телевидения, а не коммерческое шоу Big Brother, но рейтинги у таких дискуссий сопоставимы с рейтингами самых популярных реалити-шоу.
Кроме того, одновременно идет чат — любой зритель может высказаться.
А теперь угадайте, что называется, с трех раз тему следующего вечера.
Ну да. Именно. «Русский вечер». Или «Вечер России». Или — понагнетаем, что называется — «Вечер русофобии», потому что основной темой, конечно, будет не Россия, а страх перед ней.
А основными героями станут... вот тут вопрос — местные русскоязычные? Исследователи? Политики? Или — сюрприз! — доцент Йохан Бэкман?
Или — маленький двойной сюрприз! — я?
Как говорят в Одессе, вы будете смеяться, но я тоже участвую в этой «дра...», то есть, непростом разговоре, и у меня возникли некие сложности с определением моей позиции.
Позиции могут быть, например, такие:
1. «Образцовый русскоязычный», интегрированный, умеренно осуждающий, эээ, скажем обтекамо, действия России в Крыму, сдержанный и корректный. Это знакомое мне амплуа. И это скучно.
2. «Русофоб», истерически твердящий, что его права защищать не требуется. Но какой смысл твердить об этом на финском телевизионном шоу?
3. «Примиритель», пытающийся свести несводимое — и тех надо понять, и этих простить, возьмемся за руки, друзья...
4. «Частное лицо», ограничивается двумя репликами о том, как трудно жить в этакой нестабильной обстановке.
Еще, конечно, есть роль «темной лошадки». Но все не то.
Если откровенно, я думаю не о том, как я буду выглядеть, во всех смыслах этого слова — там все равно наложат грим и «грим».
Я пытаюсь вычленить из своих мыслей то, что меня во всей этой ситуации тревожит — не танки у границы, не имидж России, не санкции и не отношение финнов к двум моим паспортам, о которых я писала ранее.
Я думаю о различиях. Почему Россия не Европа? Почему Финляндия — не Скандинавия (не Скандинавия — не убеждайте)? Почему денацификация возможна, а десоветизация — нет? Я думаю о том, как эти темы докторских диссертаций упаковать в одну, две, три реплики, и сказать их так, чтобы они не затерялись среди иных рассуждений.
Я думаю о причинах того, почему простой факт рождения где бы то ни было становится в определенный момент предметом политических манипуляций и психологического шантажа.
Еще я думаю о том, как бы все-таки обойтись «без драки».