Немецкое правительство резко критикует Кремль в связи с его действиями на Украине. Однако Уве Мюрек (Uwe Murek), 57-летний учитель музыки, который вырос в коммунистической Восточной Германии, говорит, что Берлину не стоит вмешиваться в кризис.
«Германия не должна вмешиваться в ситуацию, – говорит он. – Это обязанность, которую породила наша история».
Украинский кризис вызвал в немецком обществе ожесточенные дебаты о том, насколько твердо страна должна придерживаться позиции Запада в этом вопросе.
Данные опросов, предоставленные Wall Street Journal ведущим исследовательским центром, демонстрируют, что большинство молодых, образованных людей и тех, кто живет в бывшей Восточной Германии, считают, что их страна должна занять нейтральную позицию между Россией и Западом - вместо того, чтобы полностью поддерживать западный альянс.
Во вторник вечером немецкое правительство заявило, что канцлер Ангела Меркель провела переговоры с российским президентом Владимиром Путиным, и что их «оценки событий на Украине расходятся».
Однако хотя предпринимаемые Берлином дипломатические шаги демонстрируют его приверженность «западному лагерю», опрос демонстрирует, что большинство молодых, образованных людей и тех, кто живет в бывшей Восточной Германии, считают, что их страна должна занять нейтральную позицию между Россией и Западом.
А российская пропагандистская машина использует этот спор как свидетельство того, что жестким высказываниям канцлера Ангелы Меркель на самом деле не хватает решимости.
В ходе опроса, проведенного 31 марта и первого апреля, исследовательский центр Infratest Dimap задал немцам вопрос о том, какую позицию, по их мнению, страна должна занять в новом конфликте между Востоком и Западом. Лишь 45% считают, Германия должна твердо придерживаться западного альянса. А 49% опрошенных считают, что страна должна занять место «посередине» между Россией и Западом.
Если более подробно рассмотреть результаты этого опроса, которые еще официально не опубликованы, можно увидеть, что скептицизм по поводу Запада силен среди молодых немцев, более образованных людей и тех, кто живет в бывшей Восточной Германии. Среди людей моложе 30 лет 60% заявили, что, по их мнению, Германии стоит занять более нейтральную позицию.
Опрос также демонстрируют, что немцы меньше, чем граждане других европейских стран, поддерживают экономические санкции против России, и что многие немцы готовы признать российскую аннексию Крыма.
И хотя в целом отношение немцев к России стало в последние годы более негативным, скептическое отношение к США тоже усилилось, подпитываемое прошлогодним скандалом со слежкой АНБ. И по мере того, как украинский кризис приобретает все больше признаков холодной войны, многие немцы не хотят оказаться вовлеченными в битву на стороне союзника, которому они не доверяют.
«Я не понимаю, зачем они вообще участвуют в этом», – заявил,Рональд Маркграф (Ronald Markgraf) , 34-летний повар из Берлина, говоря о роли США в ситуации на Украине.
Как отметил Маркграф, хоть он и не является большим фанатом Путина, у российского президента не было выбора, кроме как отправить в Крым войска, чтобы защитить важную военно-морскую базу на полуострове.
Немецкие эксперты пытаются объяснить такое отношение немецкого общества к российским действиям давним увлечением российской культурой, а также чувством вины, сохранившимся со времен Второй мировой войны, в ходе которой погибли более 20 миллионов советских солдат и мирных граждан.
Некоторые исследователи указывают на более явные причины: недоверие по отношению к США и НАТО в восточной части Германии и желание людей сохранить свое благосостояние и защитить немецкую экономику, придерживаясь нейтральной позиции. У Германии - сильные экономические связи с Россией: в прошлом году торговый оборот между странами составил 100 миллиардов долларов.
«Кризис на Украине происходит в момент, когда немцы ясно понимают, что ситуация в их стране - лучше, чем в других западных государствах, – говорит руководитель Infratest Dimap Ричард Хильмер (Richard Hilmer). – Это конечно, хорошая причина для того, чтобы остаться открытыми и не позволить кризису дойти до уровня настоящего конфликта».
Рейтинги одобрения Меркель и ее министра иностранных дел Франка-Вальтера Штайнмайера продолжают оставаться высокими, на уровне более 70%. Оба этих политика публично раскритиковали Россию за беспорядки на Украине и пригрозили новыми санкциями, однако, как показалось, они тщательно старались избегать любых возможных провокаций в отношении России.
Меркель, которая сейчас находится в отпуске в Италии, не делала никаких заявлений по украинскому вопросу в условиях роста напряженности в стране на выходных. Шатайнмайер, выступая на немецком телевидении вечером в воскресенье, после волны сильных протестов в восточной Украине, задался вопросом о том, действительно ли ситуация в некоторых крупных городах страны ухудшилась.
Другие члены немецкого правительства были более откровенными. По словам министра экономики Зигмара Габриэля, Россия, как кажется, «готова отправить танки через европейские границы». Министр финансов Вольфганг Шойбле ранее спровоцировал в Германии политический скандал, сравнив путинскую аннексию Крыма с гитлеровским захватом Судетской области – части Чехословакии – в 1938 году.
Бернд Ульрих (Bernd Ulrich), заместитель главного редактора еженедельника Die Zeit, на прошлой неделе в своей привлекшей много внимания колонке написал, что немецкое правительство уже противостоит России сильнее, чем того хотело бы большинство граждан Германии.
«В последние недели происходили столкновения мировоззрений. Подобного «обмена мнениями» мы, как кажется, уже давно не наблюдали», – написал Ульрих.
На российском телевидении публикация Ульриха стала частью истории о том, как немецкое правительство игнорирует взгляды своего народа. На прошлой неделе репортаж на телеканале «Россия-1» с конференции по ведению бизнеса в Восточной Европе, состоявшейся в Берлине, закончился словами о том, что мероприятие «лишь усилило чувство, что немецкий бизнес и немецкие политики говорят о России на разных языках».
Государственные СМИ в России используют колонку Ульриха, чтобы продемонстрировать нехватку у самой крупной европейской страны решимости в вопросе о том, как ответить на украинские события.
«Немцам как нации не нужны авантюры. А вот немецкий политический класс, верхушку, парадоксальным образом может потянуть на приключения», – заявил ведущий Дмитрий Киселев в воскресенье во время своей передачи на телеканале «Россия-1».