Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Пять мифов относительно Пасхи

© REUTERS/Ronen ZvulunПравославные христиане держат деревянные кресты в Иерусалимском храме
Православные христиане держат деревянные кресты в Иерусалимском храме
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Пасха — наверное, наиболее неправильно понимаемый сегодня христианский праздник. Но, вместе с тем, он является и самым главным — без этого праздника христианская вера была бы лишена смысла. Мифов относительно Пасхи предостаточно как для верующих, так и для неверующих, поэтому давайте разберемся с наиболее распространенными из них.

Когда смерть и воскресение перемешиваются с праздничными зайчиками и шоколадными яйцами, наступает Пасха — наверное, наиболее неправильно понимаемый сегодня христианский праздник. Но, вместе с тем, он является и самым главным — без этого праздника христианская вера была бы лишена смысла. Мифов относительно Пасхи предостаточно как для верующих, так и для неверующих, поэтому давайте разберемся с наиболее распространенными из них. 

 

1. Иисус не в буквальном смысле восстал из мертвых

В Пасхальное воскресенье некоторые апостолы обнаружили, что могила, в которой находилось тело Иисуса, оказалась пустой. Позднее в тот же день, а также в ближайшие после этого дни и недели еще некоторые апостолы встретили Иисуса, восставшего из мертвых. Но почти одновременно с этим более критично настроенные люди опровергли эти сообщения. Поначалу стали распространяться истории о том, что тело Иисуса было украдено его хитроумными апостолами. Позднее другие люди утверждали, что перед распятием Иисуса подменили другим человеком, а еще говорили о том, что Он не умер, а просто был введен с помощью каких-то средств в беспамятство, а затем его тайным образом привели в чувство.

Сегодня распространяется другой миф, и иногда это делают благонамеренные христиане: Иисус в буквальном смысле не восстал из мертвых, и не имеет никакого значения, что он этого не сделал. В подобной формулировке «воскресение» означало лишь то, что апостолы помнили все сказанное и содеянное Иисусом при жизни, и эта память подвигла их на то, чтобы продолжить его миссию.

Но если внимательно изучить Новый завет, то эта гипотеза рассыпается. Так, например, в одном из Евангелий сказано, что апостолы были сильно напуганы распятием и что они после этого тихо сидели за закрытым дверями. Могли ли они вести себя иначе? Их наставник был только что казнен наиболее позорным из возможных способов. Но через какое-то время апостолы вдруг почувствовали решимость и готовы были отдать свои жизни за Иисуса Христа. Можно ли себе представить, что просто сидение в кругу друзей и воспоминания об Иисусе могли привести к таким поразительным изменениям? Нет, только что-то реальное, что-то драматическое и физическое, что-то из того, что апостолы видели и пережили, могло стать причиной перехода от жалкого страха до безграничной смелости. А увидели и испытали они то, что Иисус Христос восстал из мертвых.

 

2. После Воскресения Иисус сначала явился Святому Петру

Петр так часто фигурирует в рассказах о Страстях Господних, что естественным образом возникает вера в то, что Иисус первым предстанет перед этим рыбаком из Галилеи. Однако Иисус первым предстает не Петру, и не другим апостолам-мужчинам, а женщинам.

В Евангелии от Матфея Он впервые предстает перед «Марией Магдалиной и еще одной Марией». В Евангелии от Марка он впервые появляется перед Марией Магдалиной. А в Евангелии от Иоанна особое место Марии Магдалины еще более заметно: ранним утром в пасхальное воскресенье она приходит к могиле, видит, что она пуста, и бежит к Петру, а также к еще одному человеку, известному как «любимый апостол». Оба они возвращаются вместе с ней, заглядывают в могилу, на короткое время входят туда, а затем покидают это место. После того, как они уходят, а Мария начинает плакать у могилы, перед ней предстает Иисус. Он нежно обращается к ней, называя ее арамейским именем, сохранившимся в греческих рукописях, — «Мариам».

В конце этого сюжета в Евангелии от Иоанна Иисус говорит Марии о том, чтобы она объявила новость о Воскресении апостолам. Отсюда возникает любимое мной обозначение для нее: «Апостол для апостолов». Следует учитывать то центральное место, которое занимают женщины в истории об Иисусе, а также в ранней церкви.

 

3. Великий пост — главное жертва

Когда наступает Великий пост, чаще всего христианам задают следующий вопрос: «От чего вы отказываетесь?» Во многом Великий пост включает в себя жертву — воздержание от некоторых видов пищи, от пустой болтовни, от лени и т.д., однако подобная жертва не приносится ради себя самой. Она напоминает нам о том, что мы можем осуществлять контроль над собой, а также о том, что Иисус был вынужден пойти на огромные физические жертвы во время Страстной недели. Все это также подталкивает нас к благотворительности. Одна из первоначальных целей сокращения потребления, по сути, состояла в том, чтобы сэкономить деньги и отдать их бедным.

Однако в целом смысл Великого поста состоит в духовном приготовлении, и жертва является лишь средством для достижения этой цели. Часто вместо вопроса «От чего вы отказываетесь во время Великого поста» я спрашиваю верующих: «А что вы делаете для Великого поста?» Вы становитесь добрее? Сильнее любите? Готовы прощать? Эти действия, выводящие нас за пределы жертвенности, подготавливают верующих к тому, чтобы по-новому принять Христа в свою жизнь. Вот почему в одной фразе из молитвы во время литургии в период Великого поста говорится о его «радости».

 

4. Пасхальные яйца не имеют никакого отношения к Пасхе

Многие люди, раздраженные ползучей коммерциализацией Пасхи — корзины, наполненные видеоиграми и iPad’ами, шоколадками Cadbury и мармеладными фигурками фирмы Peeps — связывают пасхальные яйца с общей секуляризацией этого праздника.

Однако, на самом деле, пасхальные яйца являются древним средством представления религиозной веры. В зависимости от источника, принято считать, что эта традиция зародилась либо в Месопотамии среди ранних христиан — они красили яйца в красный цвет в память о пролитой Иисусом крови, либо она первоначально служила символом возрождения. Другие указывают на сходство вылупившейся птицы, оставляющей после себя пустую скорлупу, с Христом, оставляющим после себя пустую могилу. Потребление яиц в Пасхальное воскресенье также может быть связано с завершающими днями Великого поста, со временем, в течение которого в некоторых христианских культурах верующие отказывались не только от мяса, но также от яиц и молочных продуктов.

Несмотря на попытки конфетной индустрии засыпать Пасху огромным количеством шоколада и карамели, многие христиане, особенно представители восточного православия, все еще украшают яйца религиозными символами. С шоколадом или без него, яйца наполнены большим смыслом относительно Пасхи.

 

5. Пасха не так важна, как Рождество

В сознании простых людей Пасха уже давно воспринимается как составная часть Рождества. Люди не тратят недели на то, чтобы закупать пасхальные подарки, не тратят часы на то, чтобы написать пасхальные открытки друзьям и родственникам, и не смотрят целыми днями «Рождественские истории» на телеканале TBS.

И, тем не менее, Пасха является ключевым событием в христианской истории. Это отнюдь не умаляет важности того, что христиане называют «воплощением» — то есть веры в то, что Бог стал человеком в Иисусе, которое мы празднуем на Рождество. Однако Воскресение меняет все — это напоминание не только о том, что Иисус восстал из мертвых, но и о том, что любовь сильнее ненависти, о том, что надежда сильнее отчаяния, о том, что жизнь сильнее смерти. Проще говоря, она напоминает нам о том, что с Богом нет ничего невозможного.

Если вы предпочитаете не верить в Воскресение, то тогда Иисус оказывается просто еще одним пророком. Но если вы верите в Воскресение, то тогда вся ваша жизнь меняется.


Джеймс Мартин — иезуитский священник и редактор журнала American Magazine, он также является автором книги «Иисус: паломничество» (Jesus: A Pilgrimage).