Неожиданное сообщение с обращением «Дорогая Полли» пришло на мой адрес электронной почты от организации «Товарищество консервативных христиан» (Conservative Christian Fellowship) с пожеланием мирной и благословенной Пасхи, а также с прикрепленной ссылкой на размещенное на портале YouTube пасхальное послание премьер-министра. На этой неделе Дэвид Кэмерон продемонстрировал повышенное внимание к Англиканской церкви, в том числе с помощью интервью по радио относительно религии своих детей, своей речи на приеме по поводу Пасхи в резиденции на Даунинг Стрит, а также своей статьи, опубликованной в еженедельнике Church Times.
По большей части все это довольно сентиментальные вещи. Алистер Кэмпбелл (Alastair Campbell) предостерег политиков – это был его лучший совет – от использования Бога: ужасно теперь за этим наблюдать. Искренне или нет, но все это превращается в медь звенящую и кимвал бряцающий, как это было и в случае с Кэмероном, когда он говорил о «нашем Спасителе». Он также сказал: «У моего правительства есть евангелическое чувство». И даже добавил: «Иисус изобрел большое общество 2000 лет назад». Фраза Джона Мейджора «назад к основам» должна была зажечь предупредительные огни. Ни один политик никогда не сможет стать в достаточной мере христианином - эластичная вера, растягивающаяся от Партии чаепития до антикапиталистических заветов Христа в духе хиппи - для того, чтобы иметь возможность разглядывать полевые лилии и никогда не задумываться о завтрашнем дне.
Если вера Кэмерона, как он сказал в интервью корреспонденту газеты Guardian в 2008 году, есть «нечто вроде приема передач радиостанции Magic FM в районе Чилтернс (волна то приходит, то уходит), то на этой неделе, сигнал, действительно, был довольно сильным. И не очень важно, во что на самом деле он верит: давайте не будем заглядывать в души наших лидеров, а просто понаблюдаем за тем, что они делают. В социальных вопросах его стиль является сырым, а в экономическом – исключительно сухим, однако его социальный либерализм включается и выключается в зависимости от политических потребностей. По мнению католической газеты Catholic Herald, непосредственно перед выборами он выступал за сокращение сроков разрешенных абортов и против содействия при умирании, а еще он голосовал против лесбийского материнства без отца.
Так зачем ему теперь понадобился Бог? Его главное послание - «Это христианская страна» - звучит для ключевых избирателей как специальный свист для собак. Очевидно, что оно успокаивает шумных, но в электоральном плане немногочисленных разгневанных верующих, недовольных однополыми браками, реакцию которых он явно недооценил. С их точки зрения, Кэмерон использует слащавый и устаревший сироп, связанный с представлением об Англиканской церкви времен его обучения в Оксфордшире – с ее литургиями и наследием, а также с его любовью к утреннему причастию в детской церковной школе. Однако его послание относительно «христианской страны», на самом деле, представляет собой попытку переманить к себе заблудшую паству, переметнувшуюся в сторону Партии независимости Соединенного королевства. Возможно, эти люди вообще не посещают службу, однако Англиканская церковь является культурным маркером для тех, кто разделяет неприязнь Найджела Фараджа (Nigel Farage) к иностранным наречиям в пригородных поездах.
Естественно, Кэмерон, проявляя осторожность, добавляет, что «речь не идет о том, чтобы каким-то образом принизить другие верования». Однако те, кто чувствуют угрозу из-за своей нехристианской веры, не будут считать ссылки на христианство чем-то успокаивающим. На этой неделе в статье, опубликованной на этой же полосе, говорилось о том, что крайне правые используют свинину для того, чтобы создавать неудобства для евреев и мусульман. Именно так поступает Марин Ле Пен (Marine Le Pen), поскольку в тех городах Франции, которые сейчас находятся под ее контролем, прекращено снабжение школьными завтраками без свинины. Еще более ужасно то, что члены партии Фламанский интерес (Flemish Vlaams), как стало известно, недавно ворвались в одну школу и силой заставляли там учеников есть сосиски из свинины.
Подобного рода неправомерные действия со стороны правых, проводимые во имя «секуляризации», возмущают британских противников религии и гуманистов, которые солидарны с Вольтером и готовы умереть за право других высказывать свое мнение, если только они не навязывают его другим. Во время проведения антимусульманских акций, когда страх вызывает террористический потенциал исламистского экстремизма, разговоры Кэмерона о «христианской стране» оказываются пропитанными пафосом белого национализма. У него - прекрасные способности в озвучивании исключительно умеренных и разумных идей с одновременным внедрением более темного содержания. За его безобидной любовью к англиканской церкви возникает дымка проповедуемой Линтоном Кросби (Lynton Crosby) политики войны культур.
В политическом отношении использование церкви в качестве наиболее удобного знамени святого Георгия, возможно, не принесет желаемого результата. Англиканская церковь – это запутанное образование. Хотя внутри нее и происходит борьба между консервативным и либеральным крылом по поводу однополых браков или епископов женского пола, опросы ее членов показывают, что это уже давно не консервативная партия во время молитвы – больше людей теперь голосуют за либеральных демократов и лейбористов. Взгляните на недовольную реакцию 40 епископов в пасхальном послании Кэмерону – они резко выступают против «национального голодного кризиса», который намного обострился в результате проводимой им политики по повышению благосостояния. Они это знают, поскольку их церкви устраивают пункты раздачи пищи, услугами которых пользуется почти миллион человек.
Даже преподобный Стив Чейлк (Steve Chalke) взялся за оружие, хотя его христианская организация руководит деятельностью многих одобренных правительством академий и предоставляет по контракту социальные услуги. Он был сильно возмущен нежеланием Кэмерона предоставить возможность девочке в одной из школ остаться в Соединенном Королевстве немного дольше для того, чтобы сдать экзамены повышенного уровня сложности. «Правило совершенно очевидно: это данная нам богом ответственность заботиться о вдовах, сиротах и беженцах», - сказал он. Вот почему не имеет смысла политикам связываться с Богом.
А какую роль слово «христианский» играет в политической жизни Британии? Я полагаю, что большинство людей - как верующих, так и неверующих - возмущены попытками политиков разбить свои палатки на церковной территории. Проведенное компанией WIN/Gallap International исследование показывает, что Британия находится среди наименее религиозных стран: только треть опрошенных считает, что религия играет позитивную роль. В ходе проведенного в 2011 году исследования его участникам был задан вопрос: «Какую религию вы считаете своей?» 59% сказали, что христианскую – на удивление немного, так как большинство людей рассматривали этот вопрос как относящийся больше к культуре, а не к вере. Сотрудники компании YouGov задали более конкретный вопрос: «Вы верующий человек?», и только 29% ответили «да», а 65% сказали «нет».
Это хорошая новость для нас, для гуманистов (я являюсь вице-президентом Британской гуманистической ассоциации (British Humanist Association). Навязывание религии нам, остальным гражданам, вызывает глубокое возмущение у значительного большинства людей. Возьмите, к примеру, школы, треть из которых находится под религиозным контролем. Туда принимают значительно меньше учеников, получающих бесплатное школьное питание и церковные места около хороших школ Англиканской церкви, разбухающих неестественным образом с появлением новых родителей. Проводящийся отбор делает их популярными, тем не менее большинство жителей страны хотят, чтобы они были упразднены.
Или вот еще: законопроект лорда Фалконера (Falconer) по поводу оказания содействия при умирании поступит на рассмотрение в Палату лордов в июне, но совершенно очевидно, что он будет заблокирован лобби, поддерживаемым епископами и церковью в целом, хотя общественное мнение его поддерживает уже на протяжении многих лет. Право на смерть тогда, когда мы сами этого хотим, является последней индивидуальной свободой, которую еще предстоит завоевать. Каждый год тысячи людей, приближаясь к смерти, оказываются в камере для пыток, хотя они предпочли бы умереть в мире в определенное ими самими время. Подобная жестокость устанавливается не «христианской страной», а религиозным контролем парламента, не представляющим своего народа.
Как все человечество, верующие бывают как хорошие, так и плохие. Англиканская церковь – это хорошо, когда она организует бесплатные пункты питания, но плохо, когда речь заходит о сексе или о смерти. Вера не делает людей более добродетельными, но и сторонники рационализма не обладают моральным превосходством. Погромы, инквизиции, террор джихадистов и массовые убийства на религиозной почве имеют свои аналоги в светских ужасах Пол Пота, Гитлера и Сталина. Опасность существует там, где абсолютная вера в универсальную истину - религиозную или светскую - не допускает никаких возражений. Политикам следовало бы оставаться вне пределов обретенной истины. Кэмерон не сможет вернуть назад большое количество избирателей своими проповедями и попытками представить Британию «христианской страной», если он одновременно будет вызывать у многих враждебные чувства.