Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Геноцид и борьба в исторической памяти

© REUTERS / Corinne Dufka/FilesБеженцы из Руанды
Беженцы из Руанды
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Какая разница между убитым еврейским ребенком в 1944 году и убитым ребенком тутси в 1994 году? 50 лет и ничего больше. Тогда действовали по-другому, но расистская идеология и кровавое безумие были точно такими же. Этой весной в прекрасной обстановке, в которой трудно вообразить себе подобные ужасы, я думал о тутси во время минуты молчания, последовавшей за чтением имен 44 детей и семи их опекунов.

4 апреля этого года по приглашению мэра 7-го округа Лиона и Французской ассоциации детей депортированных евреев я принял участие в памятных мероприятиях по случаю 70-й годовщины трагедии в Изье. Все проходило в сквере 44 детей, который расположен по соседству с Историческим центром сопротивления и депортации.

На этом мероприятии не было официальных лиц и громких заявлений. Только искренние и справедливые слова, которые произносили учащиеся местных школ, ставшие подлинными представителями современной Франции с ее переплетением культур, рас и религий.

Нужно было видеть и слышать, как эти дети и подростки с чувством рассказывали историю детей из Изье. Как высокие черные парни говорили об отправке этих детей в Освенцим, отборе, газовых камерах, кремации. Как маленькие мальчики и девочки «из арабо-мусульманской иммиграции» без малейшей запинки зачитывали список имен 44 детей, некоторые из которых были одного с ними возраста.

Эта простая церемония с пением «Марсельезы» стала проблеском надежды в нынешние мрачные времена. Она свидетельствует о пользе той работы, которую вот уже не первый год проводит в школах Международная лига против расизма и антисемитизма. И отдает должное преподавателям, которые в некоторых случаях вынуждены бороться с чрезвычайно трудными условиями. Она придает нам новую веру в братскую Францию, к которой все мы стремимся. Спасибо мэру 7-го округа Лиона за эту прекрасную республиканскую инициативу.

6 апреля этого года я, как и всегда, отправился в Изье, чтобы почтить память жертв той облавы. И был очень рад увидеть там делегацию ассоциации «Ибука» («помни» на языке Руанды), которая стремится привлечь внимание к геноциду тутси. Это согревает мне душу. 6 апреля 1994 года, то есть полвека спустя после трагедии в Изье, начался геноцид тутси в Руанде. Всего за три месяца от 800 000 до миллиона мужчин, женщин, стариков и детей погибли просто потому, что им не повезло родиться тутси.

Какая разница между убитым еврейским ребенком в 1944 году и убитым ребенком тутси в 1994 году? 50 лет и ничего больше. Тогда действовали по-другому, но расистская идеология и кровавое безумие были точно такими же. Этой весной, в прекрасной обстановке, в которой сложно вообразить себе подобные ужасы, я думал о тутси во время минуты молчания, последовавшей за чтением имен 44 детей и семи их опекунов. Я благодарен ассоциации «Ибука» за это мгновение братства, которое, как мне кажется, является лучшим ответом на антисемитский бред Дьедонне Мбалы Мбалы.

7 апреля меня пригласили принять участие в мероприятии по случаю 20-летия геноцида тутси на площади у парижской мэрии. Там я встретил председателя и членов ассоциации «Ибука», а также председателей Французского союза еврейских студентов, Представительного совета еврейских организаций Франции, представителей Фонда памяти Холокоста и Мемориала Холокоста. Присутствовал там и руководитель ассоциации, которая борется за признание геноцида армян. В то же время я был разочарован практически полным отсутствием на мероприятии политических деятелей, представителей культуры и СМИ. Почему наших граждан так мало волнует геноцид тутси? Что это, пережитки постколониального расизма или нежелание признать нашу долю ответственности за творившиеся в 1994 году в Руанде зверства? Придется ли ждать еще 50 лет (как поступил в 1995 году Жак Ширак, признав ответственность Франции за депортацию евреев) для того, чтобы в историю была вписана правда, и пострадавшие тутси и их потомки, наконец, добились справедливости.

Речь идет о чести Франции, а не только ее армии и дипломатии. Ей нужно вновь стать для всех родиной прав человека, а не родиной громких заявлений о правах человека.

В то же время присутствие ассоциаций и организаций, которые защищают память геноцида евреев и армян, на церемонии у парижской мэрии и появление активистов «Ибуки» в Изье 6 апреля наоборот придают мне уверенности.

Преступления против человечности не направлены против того или иного сообщества, а ударяют по всему человечеству в целом. Любые коммунитаристские веяния ведут к борьбе в исторической памяти и играют на руку отрицанию прошлых трагедий, которое неизменно порождают преступления против человечности. Хорошо, что ассоциации поняли это.